Чем моноспектакль отличается от других постановок
Моноспектакль или театр одного актёра представляет собой драматическую театральную постановку, в которой участвует только один артист, исполняющий одну или несколько ролей. Спектакль дополняют минимальные декорации и музыкальное сопровождение.
Главным отличием моноспектакля от других жанров является особенная важность диалога между актёром и зрителем. Вся ответственность за качество исполнения ложится на одного артиста. Ему предстоит провести зрителей по жизни его героя, подталкивая их к размышлению на самые разнообразные темы.
Особенно ценится умение исполнителя захватить внимание зрителей и удерживать его на протяжении всей постановки. У актёра нет партнёров по сцене, к которым могут быть обращены его реплики. Благодаря этому зритель чувствует себя частью спектакля, ведь именно с ним будет разговаривать герой.
Как правило, артисты приходят к исполнению этого жанра самостоятельно, а сам моноспектакль определяет новый этап развития их карьеры. Трудно привести пример актёра, который начинал бы свой творческий путь с подобной постановки. Многие артисты отмечают, что именно благодаря театру одного актёра им удаётся пройти через своеобразное «обновление».
К сожалению, театр одного актёра не имеет такой же популярности, как традиционные постановки, в которых принимает участие целый актёрский ансамбль. Камерность спектаклей и тесный контакт с залом становятся «выходом из зоны комфорта» не только для артиста, но и для зрителей. Моноспектакли зачастую представляются как постановки, на которые театр затрачивает меньше времени, усилий и средств, а потому не всегда признаются зрителями.
Фото: shutterstock.com
Как зародился жанр
Первое подобие моноспектакля появилось ещё в античные времена, а особую популярность такие выступления приобрели в Средневековье. К ним относились творческие вечера поэтов-трубадуров, бардов и менестрелей. В XVIII веке их заменяет мелодекламация — жанр, в котором артисты читают стихотворные или прозаические произведения под музыкальное сопровождение.
Само понятие «моноспектакль» появляется лишь в XX веке. Основоположником жанра считается советский актёр эстрады Владимир Яхонтов. В 1924 году состоялась премьера его первой одиночной постановки «На смерть Ленина», составленной из газетных статей, личных писем и мемуаров. Особенностью спектакля Яхонтова было наличие сюжетной линии и декораций, что отличало его от творческого вечера. Постановка получила огромную популярность, а актёр создал ещё несколько подобных моноспектаклей.
«Яхонтов… создал новый жанр — театр одного актера, — которого до него не было. Этот жанр явился синтезом искусства актера, художественного слова и исследования литературы» — Театровед Наталья Крымова.
В СССР театр одного актёра становится одним из самых популярных жанров. Среди его мастеров можно выделить Сергея Юрского, Леонида Филатова, Алису Фрейндлих, Евгения Гришковца.
В настоящее время в репертуаре театров появляется все больше и больше моноспектаклей. Актёры всё активнее решаются попробовать себя в этом жанре, а зрители привыкают к особенностям постановок и чувствуют себя более комфортно в тесном контакте с артистом.
Алиса Фрейндлих в моноспектакле «Оскар и Розовая Дама». Фото: Театр им. Ленсовета
Какие моноспектакли посмотреть в Петербурге
«Счастливые дни» в Театре им. Ленсовета
Постановка по абсурдистской пьесе Сэмюэля Беккета. В основе сюжета — монолог женщины о бессмысленности жизни, где смешиваются воспоминания о знакомстве с мужем, отрывки из инструкции к зубной щётке и жалобы на окружающий ландшафт. И всё это время героиня находится по пояс в земле. Сможет ли героиня выбраться из запутанного лабиринта жизни?
Билеты: от 400 ₽
Фото: Театр им. Ленсовета
«Записки нервного капельдинера» в Александринском театре
Моноспектакль народного артиста России Игоря Волкова основан на рассказах Михаила Зощенко. Постановка расскажет историю работника театра, капельдинера Василия Былинкина. Зрителям откроется дверь в его жизнь, наполненную простыми радостями и досадными неприятностями. Производящий в начале неприятное впечатление, Былинкин впоследствии предстанет человеком с живым сердцем, стремящимся к любви и красоте.
Билеты: от 1000 ₽
Фото: Александринский театр
«Колымские рассказы» в Театре им. Ленсовета
Моноспектакль Максима Фомина и Марка Овчинникова по рассказам Варлама Шаламова. Выступление сопровождается музыкой Всеволода Задерацкого, композитора, отправленного в 1937 году в ГУЛАГ, где он написал прекрасное произведение — «23 прелюдии и фуги», тем самым возродив баховскую традицию в русской музыке.
Марк Овчинников пытается найти ответы на сложные вопросы: как в столь сложных условиях советских лагерей Шаламов смог не сломаться и остаться человеком? Как у него получилось найти такие точные слова, чтобы описать ужас пережитого? Что помогало и поддерживало писателя на протяжении шестнадцати долгих лет на Колыме?
Билеты: от 500 ₽
Фото: Театр им. Ленсовета
«Довлатов. Пять углов» в «Театральной долине»
«Пять углов» — так должен был называться роман Довлатова, уничтоженный органами государственной безопасности и никогда и не увидевший свет. Кроме того, это место, где жил писатель в Ленинграде в период своего литературного становления. В основу постановки легли рассказы, письма, стихи и радиопередачи известного автора. Актёр театра БДТ, лауреат премии «Дебют» Антон Шварц под аккомпанемент скрипки попробует воссоздать довлатовскую атмосферу.
Билеты: от 600 ₽
Фото: Антреприза Людмилы Никитиной
«Блокадный дневник Александринки» в Александринском театре
Моноспектакль заслуженного артиста России Семёна Сытника по документам из архива театра и записям Николая Левицкого, его супруги, а также другим свидетельствам. Именно Левицкий руководил блокадной жизнью Александринки, когда театр превратился в дом, где спасались многие. Жили они и в Актёрском фойе, где идёт этот спектакль. В Александринском нашли приют более 200 человек.
Билеты: от 1300 ₽