«Новый балет»
Ленинградский «Новый балет» – так первоначально называлась труппа, образованная Борисом Эйфманом в 1977 году на базе коллектива при Ленконцерте – задумывался как первый авторский театр современной хореографии. Его главной задачей стала разработка оригинального балетного репертуара, отвечающего запросам современной молодёжи. Решение создать театр одного хореографа было довольно смелым для того времени.
Хореографическое диссидентство
Новым было, действительно, всё: пластический язык, драматургия, выбор музыки и даже внешний вид артистов. Так, одна из первых постановок хореографа «Двухголосие» (1977) сразу же подверглась критике со стороны комиссии цензоров и была названа диссидентской. Чувственный дуэт Аллы Осипенко и Джона Марковского – звёзд Театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне – Мариинский театр), выступавших в одном телесном трико, посчитали слишком сексуализированным для советского зрителя. Сыграл роль и выбор в сторону творчества западных музыкантов – Pink Floyd и других представителей прогрессивного рока (Yes, Mahavishnu Orchestra) –, бывших под негласным запретом в СССР.
Катализатор творчества
Однако, музыка никогда не была для Эйфмана политическим высказыванием. Хореограф считал музыку «первопричиной творческого процесса и катализатором, который пробуждает фантазию». Именно от музыкальной партитуры, чаще всего эклектичной, отталкивался он во всех своих работах, материализовывая звук в движении человеческого тела.
Литературная основа
В 1980 году на сцене БКЗ «Октябрьский» вышел балет «Идиот» по одноимённому роману Ф.М. Достоевского. Этот спектакль открыл новую страницу в летописи Театра, брендом которого стало обращение к сюжетам русской классической литературы. Признание и популярность труппе в 1987 году принёс балет «Мастер и Маргарита». Но сам Эйфман акцентирует внимание на том, что литературные сюжеты – это лишь основа, на которой он выстраивает свою собственную драматургию, где подмечаются никем не видимые ранее детали, открываются новые смыслы. Хореограф также перевёл на язык балета такие произведения, как «Братья Карамазовы», «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Чайка». В ближайшее время готовится премьера спектакля «Преступление и наказание».
Фото: пресс-служба Театра балета Бориса Эйфмана
Пластическое кино
Борис Эйфман не останавливается на переносе текста только на театральную сцену. Хореографа также всегда увлекал и киноязык. Свой первый фильм-балет «Вариации на тему рококо» он снял в возрасте 21 года. Особенностью пластического кино Эйфмана является более сложный метод создания киноверсий. Это не просто съёмка живых выступлений во время спектаклей, а полноценное кинопроизводство в павильонах, со множеством смен и дублей, продолжительным монтажом и постпродакшеном. В 2024 году состоялась премьера фильма-балета «Эффект Пигмалиона».
Театр без вешалки
С начала своей истории у театра не было ни своей собственной сцены, ни постоянных помещений для репетиций, хранения реквизита и сценического гардероба. Постановка спектаклей проходила в холодных спортзалах, а выступления труппы принимали в гостях театры по всему миру. Сейчас дела обстоят лучше, у труппы есть стабильная репетиционная база и административное здание. В 2013 году по инициативе хореографа в Санкт-Петербурге была открыта Академия танца Бориса Эйфмана с собственным учебным театром. Артисты Театра балета все ещё ждут окончание строительства Дворца танца в родном городе, поэтому ближайшие выступления труппы традиционно пройдут на сцене Александринского театра.
Даты ближайших спектаклей:
• 7, 12 и 13 июля – «Роден, ее вечный идол»
• 10 и 11 июля – «Эффект Пигмалиона»
• 19 и 20 июля – «Чайка. Балетная история»
• 9, 10, 18 и 20 августа – «Анна Каренина»
• 11 и 12 августа – «Евгений Онегин»
• 16, 17 и 21 августа – «Русский Гамлет»