1. Первым руководителем Александринского театра был поэт
В 1756 году императрица Елизавета Петровна основала в Петербурге Русский для представления трагедий и комедий театр, от которого и ведёт историю современная Александринка. Директором театра был назначен Александр Сумароков — поэт, драматург, литературный критик и издатель сатирического журнала «Трудолюбивая пчела».
Мастерская Фёдора Рокотова. Портрет Александра Сумарокова. 1762 год. Латвийский национальный художественный музей / commons.wikimedia.org
Художественной труппой в елизаветинские времена руководил Фёдор Волков — основатель актёрской профессии в России и первого общедоступного театра. Он находится в Ярославле и до сих пор носит имя Волкова.
2. Здание театра охраняется ЮНЕСКО
Странно представить, но первые 76 лет у Александринки не было постоянного здания. Сначала труппа давала представления в бывшем Головкинском доме на Васильевском острове (позже здание перестроили для Академии художеств), затем — на сцене Большого каменного театра (на его месте сейчас консерватория).
Собственное здание для театра построили только в 1832 году по проекту Карла Росси. Тогда же театр начал называться Александринским — в честь Александры Фёдоровны, супруги императора Николая Первого. Роскошное здание в стиле ампир остаётся шедевром мировой театральной архитектуры, потому и охраняется ЮНЕСКО как особо важный памятник.
Фото: Mistervlad / Shutterstock.com
3. Изначально обивка в зале была голубого цвета
Так хотел Росси. Император же настаивал на пунцовом. Архитектор не соглашался, но не мог перечить государю, а потому пошёл на хитрость. Считается, что Росси сказал Николаю Первому, будто ткани пунцового цвета нет в наличии, ждать её придётся долго, из-за чего театр не получится открыть в срок. Монарх смирился и согласился на обивку голубого оттенка. Во время одной из реставраций её всё же заменили на пунцовую, такой она остаётся и сейчас.
4. Александринский в 19 веке был самым «народным» из императорских театров
Если у Михайловского театра зрителей всегда ждали кареты, то публика Александринки часто уезжала на экипажах или расходилась пешком. Кроме того, в зрительном зале можно было встретить как дворян, так и обычных купцов. Даже небогатые люди могли позволить себе скамеечку наверху, но разные классы не пересекались: например, места за креслами были отгорожены от партера, и у них был собственный вход.
5. Места в Александринском театре распределялись согласно строгой иерархии
В партере размещались военные и крупные сановники, бельэтаж абонировала аристократия, в ложах первого яруса сидели чиновники среднего ранга, на втором и третьем — купцы и мелкие чиновники. Галёрку занимали студенты и люди скромного достатка.
Интересно, что дамы не могли сидеть в партере до 1860-х годов. Это считалось неприличным, потому что так женщина оказывалась на виду, почти как на сцене.
6. У Пушкина, Достоевского и Чехова были любимые места в Александринке
Первую ложу в первом ярусе с 1834 года занимал Александр Пушкин (известно, что у него был абонемент только на пьесы русских авторов), позже она принадлежала президенту Финляндии Карлу Маннергейму.
Фёдор Достоевский занимал крайние места у прохода в девятом ряду партера. Издатель и журналист Алексей Суворин абонировал ложу справа от царской, отсюда же смотрел спектакли Антон Чехов.
7. «Царицей» театра была актриса Мария Савина
«Всё Савина да Савина! Невозможно представить, сколько она власти забрала в руки. Она в духе — и весь театр сияет и веселится. Стоит ей нахмуриться, и все, все ходят на цыпочках, не знают, как угодить ей», — писал Владимир Немирович-Данченко.
Прима Александринского театра, Савина могла себе позволить самостоятельно подбирать репертуар и партнёров по спектаклям. Актриса была так хороша, что, например, Александр Островский доверял лично ей исполнение главных ролей во всех своих новых пьесах. Одновременно женственная, весёлая и драматичная Савина украшала собой любого персонажа. В 1879 году она впервые сыграла роль Верочки в спектакле «Месяц в деревне» по пьесе Ивана Тургенева. Писатель пришёл к актрисе с букетом роз и воскликнул: «Неужели эту Верочку я написал?!»
Савина отдала Александринской сцене всю жизнь и стала символом русского актёрского театра. Её влияние распространялось не только за кулисы, но и на общество: благодаря ей статус и профессия актрисы возвысились как никогда раньше.
Константин Маковский. Портрет М. Г. Савиной. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства / artchive.ru
8. На сцене Александринки «погибла» пьеса «Чайка»
Именно здесь произошло главное фиаско русской драмы: в 1896 году состоялась премьера «Чайки» по новой пьесе Чехова. Роль Нины Заречной исполняла Вера Комиссаржевская — главная соперница Марии Савиной.
«"Чайка" погибла. Её убило единогласное шиканье всей публики. Точно миллионы пчёл, ос, шмелей наполнили воздух зрительного зала. Так сильно, ядовито было шиканье», — писала газета «Петербургский листок» после премьеры. Впрочем, следующие представления были гораздо успешнее, а грандиозный триумф ждал «Чайку» в Московском художественном театре.
9. «Маскарад» стал последней премьерой театра перед революцией
В феврале 1917 года режиссёр Всеволод Мейерхольд и художник Александр Головин представили спектакль по пьесе «Маскарад» Михаила Лермонтова. Это была последняя постановка императорской сцены и один из самых гармоничных спектаклей в истории театра. «Маскарад» находился в репертуаре до июля 1941 года.
Сейчас на Александринской сцене идёт «Маскарад» в постановке Валерия Фокина — воссозданная версия того самого спектакля Мейерхольда с музыкальными отрывками из оригинальной партитуры и костюмами, повторёнными по эскизам прошлого века.
Сцена из спектакля «Маскарад. Воспоминания будущего». Фото: Александринский театр
10. В советские годы театр носил имя Пушкина
Имя Александра Сергеевича сцене присвоили в 1937 году, в честь столетия со дня смерти поэта. Оригинальное название — Александринский театр — вернулось только в 1991-м.
Узнайте больше интересных фактов на экскурсии «Блистательный Александринский театр» и покупайте билеты на спектакли легендарного театра со скидками до 30%!