«Аттестат зрелости» (1954)
режиссёр Татьяна Лукашевич
Дебют Ланового, тогда ещё не любимца публики, а начинающего студента Щукинского училища. В фильме Татьяны Лукашевич ему досталась роль одарённого, но избалованного и эгоистичного старшеклассника Валентина. По всем правилам того времени юноша в конечном счете приходит к раскаянию, а советские зрители влюбляются в исполнителя главной роли.
Василий Лановой в фильме «Аттестат зрелости» / https://www.kinopoisk.ru/film/43552/
«Алые паруса» (1961)
режиссёр Александр Птушко
Экранизация повести Александра Грина стала хитом в советском прокате. И небезосновательно: фильм был снят в цвете, равнялся на голливудские стандарты широкоформатного изображения, а аудио записывалось в стереоформате. Роль Грея, капитана корабля, сделала Ланового любимчиком всех советских женщин.
Кадр из фильма «Алые паруса», 1961 / https://www.kinopoisk.ru/film/43474/
«Полосатый рейс» (1961)
режиссёр Владимир Фетин
Легендарное минутное появление в фильме Фетина сам Лановой называет своей лучшей ролью. И неслучайно: образ актёра в женских очках и газовом шарфике, произносящего единственную фразу «Красиво плывут!», надолго запал в сердца зрителей.
Василий Лановой в «Полосатом рейсе», 1961 / ru.kinorium.com/52975/
«Война и мир» (1967)
режиссёр Сергей Бондарчук
В грандиозном эпосе Сергея Бондарчука Лановой, знакомый широкой публике по амплуа добродушных романтиков, впервые сыграл злодея. Чем вызвал негодование советских зрителей: ну не мог такой красавец оказаться таким подонком!
Кадр из фильма «Война и мир» Сергея Бондарчука / www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1065/annot/
«Анна Каренина» (1967)
режиссёр Александр Зархи
Одним из главных достоинств Ланового всегда была изобретательность, с которой он подходил к ролям. Так, в случае с «Анной Карениной» он наделил амплуа Вронского антагонистическими чертами, которые противоречили привычной романтической трактовке персонажа Толстого. Созданный им образ до сих пор остаётся самым каноничным на большом экране.
Юрий Яковлев и Василий Лановой в фильме «Анна Каренина» / www.kinopoisk.ru/film/43498
«Солярис» (1968)
режиссёры Борис Ниренбург и Лидия Ишимбаева
За четыре года до премьеры культового «Соляриса» Андрея Тарковского в советский кинопрокат вышла другая экранизация романа Станислава Лема. В ней Лановой примерил на себя совсем нетипичную роль Криса Кельвина, психолога, прибывшего на борт исследовательской станции.
«Шестое июля» (1968)
режиссёр Юрий Карасик
Начиная с 1968 года, Лановой всё чаще появляется в серьёзных амплуа. В фильме Карасик, снятом к столетию со дня рождения Ленина, он, например, исполняет роль Дзержинского. У его персонажа не так много экранного времени, но харизматичному председателю ЧК хватило и его, чтобы надолго остаться в памяти миллионов зрителей.
Василий Лановой в роли Феликса Дзержинского в фильме «Шестое июля», 1968 / www.kinopoisk.ru/film/43746/
«Офицеры» (1971)
режиссёр Владимир Роговой
Один из самых знаменитых военных фильмов советского времени сделал из Ланового суперзвезду. К тому же на съемках ему удалось помириться с Георгием Юматовым — раньше актёры соперничали за роль в картине «Павел Корчагин» (1956).
Афиша фильма «Офицеры», 1971 / www.kinopoisk.ru/film/42736/
«Семнадцать мгновений весны» (1973)
режиссёр Татьяна Лиознова
Почти каждый фильм, в котором играл Лановой, можно назвать культовым. Но «Семнадцать мгновений весны» — фильм культовый вдвойне. Когда Лиознова предложила актёру роль обергруппенфюрера СС Карла Вольфа, тот категорически отказался стать эсэсовцем. У него были на то основания: ребёнком Лановой пережил войну, а однажды немецкий солдат забавы ради выпустил автоматную очередь над его головой, из-за чего он начал сильно заикаться. Но режиссёр была настойчива. Она несколько раз приезжала к Лановому в театр, убеждая его в том, что «Вольф — не враг, он ваш противник — мощный и умный». И Лановой в конце концов согласился, но изобразил уже не отчаянного героя-любовника, а зрелого, умного и хитрого человека.
Василий Лановой в легендарном фильме Татьяны Лиозновой / https://www.kinopoisk.ru/film/89540
«Приступить к ликвидации» (1983)
режиссёр Борис Григорьев
В двухсерийном детективе по роману Эдуарда Хруцкого у героя Ланового, полковника Чистякова, почти нет реплик, но актёру удалось сыграть это молчание так, что его персонаж, изначально задуманный режиссёром второстепенным, затмил собой всех исполнителей главных ролей.
Василий Лановой в фильме «Приступить к ликвидации», 1983 / www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/5693/annot/