Театральный дебют в 29 лет
Вера Фёдоровна родилась в 1864 году в творческой семье, с детства мечтала о сцене. Но её отец, оперный певец, солист Мариинского и Большого театров, нашёл новую жену и уехал в Москву. Чтобы спастись от разорения, Вера решила выйти замуж за обеспеченного человека. Однако брак принёс лишь моральные потрясения: постоянные ссоры с мужем, а затем и его измена с родной сестрой Комиссаржевской привели к разводу и нервному срыву.
Выход чувствам будущая актриса решила искать на сцене. Она не оканчивала театральную школу, но, благодаря связям отца, 29-летнюю Веру учил сам Владимир Давыдов, артист Александринского театра. Впервые на сцену она вышла в постановке Станиславского «Плоды просвещения». Сыграла десятки ролей в театрах Новочеркасска и Вильно, после чего её пригласили в императорский Александринский.
collection.alexandrinsky.ru
Комиссаржевская и Савина: за кулисами Александринского театра
В то время главной звездой Александринки была Мария Савина. Артистка не желала делиться славой, поэтому настороженно отнеслась к Комиссаржевской, влюбившей в себя публику после первого же появления. Если Савина изображала образы и характеры, то молодая актриса обнажала душу, проживала каждую роль, делая персонажа живее. Такой подход вызвал восторг публики и критиков, началась эра нового искусства.
Но главные роли по-прежнему доставались Савиной, и тогда Комиссаржевская потребовала у руководства отдать ей Ларису в «Бесприданнице», иначе покинет театр. Этот образ открыл для Веры Фёдоровны путь к главным ролям, важнейшей из которых стала Нина из «Чайки» Чехова.
Постановку ждал оглушительный провал, спектакль на много лет покинул репертуар Александринки. Сам Чехов был очень расстроен, но талант Комиссаржевской признавал: «Никто так верно, так правдиво и так глубоко не понимал меня… Комиссаржевская так играет Нину, словно была в моей душе, подслушала мои интонации». Много лет актриса и писатель оставались друзьями.
www.teatrvfk.ru
Несмотря на несколько успешных ролей, во главе труппы оставалась Мария Савина. Александринский театр в конце XIX века — общественный: нижние ярусы и партер занимала аристократия, тогда как верхние ряды были для рабочего класса. Савину любила интеллигенция, а вот простой народ обожествлял Комиссаржевскую и без стеснения заваливал её цветами.
Но даже признание публики не сделало Веру Фёдоровну главной актрисой театра. К тому же роли ей доставались классические, тогда как артистку интересовала новая драма: словно художник, она создавала импрессионистские образы, наполненные переживаниями, не свойственными персонажам эпохи реализма. Комиссаржевская решилась на смелый шаг: она отправилась на гастроли по стране, чтобы собрать средства для собственного театра, понятного её зрителю.
Театр Комиссаржевской
В 1904 году в «Пассаже» открылся Театр Комиссаржевской. На фоне революционных настроений афиша пестрила злободневными постановками Горького и других «знаньенцев». Когда их произведения массово запретили, встал вопрос: кто заново соберёт репертуар и программу театра? Вера Фёдоровна нанимает молодого и перспективного Всеволода Мейерхольда. А театр переезжает на Офицерскую улицу.
Казалось, Комиссаржевская нашла, что искала: режиссёр не боялся экспериментировать, заполнил программу символистскими перфомансами. Главные роли в «Вечной сказке», «Свадьбе Зобеиды», «Комедии любви» и других постановках играла Вера Комиссаржевская. Однако публика не прониклась образами, да и сама актриса видела, что материал не подходит для её потенциала: полутона, стилизации, символы не позволяли ей в полной мере передать чувства героев.
Сцена из спектакля «Кукольный дом», 1904 год, Санкт-Петербург, из архива Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства / dzen.ru
Через год театр оказался на грани разорения: новаторский подход Мейерхольда зрители оценить не смогли. Тогда Вера Фёдоровна решила, что режиссёр не подходит для её театра. На его место она взяла брата Фёдора Комиссаржевского, Николая Евреинова и Аркадия Зонова. Вместе они ищут выход из кризиса, но после череды неудач Комиссаржевская понимает: «Театр в той форме, в какой он существует сейчас, перестал мне казаться нужным».
В 1909 году актриса решает открыть театральную школу, чтобы не только учить сценическому мастерству, но и воспитывать души будущих артистов. Ведь чтобы создать новый театр, нужны и «новые люди». Вера Фёдоровна уезжает гастролировать, чтобы собрать деньги на школу.
В последний раз Комиссаржевская вышла на сцену в 1910 году в Ташкенте, где заболела чёрной оспой. Несмотря на недомогание, она сыграла на узбекской сцене Рози в спектакле «Бой бабочек» — роль, с которой началась её работа в Александринском театре. Через несколько дней великой актрисы не стало. Она навечно упокоена в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры.
Новая жизнь театра
В 1944 году в «Пассаже», там же, где блистала Вера Фёдоровна, открылся Городской театр, или «Блокадный», как прозвали его люди за неизменную поддержку духа в тяжёлые военные годы. Ещё через 15 лет имя Комиссаржевской увековечили в названии театра, а открылся сезон постановкой «Дети солнца» в память о великой актрисе: дебют спектакля на этой сцене проходил с её участием.
Уже более 60 лет театр радует зрителей разноплановым репертуаром, с которым вы можете познакомиться в подборке.
Спектакль «Настанет день», Театр им. В. Ф. Комиссаржевской