Драматический балет — направление в искусстве, где на первый план выходит эмоциональная составляющая истории, а танец выступает лишь вспомогательным средством. От режиссёров таких спектаклей требуется органичное совмещение балетной образности и социально значимого содержания, а от исполнителей — воплощение намеченных психологических характеристик.
Точная дата зарождения хореодрамы неизвестна, но её истоки можно найти в работах Гаэтано Джойи. Итальянский артист и хореограф XVIII века уделял особое внимание чувственной наполненности постановок, а танец рассматривал как формальный вид искусства, помогающий добиться глубокой эмоциональной вовлечённости публики и артистов. Идеи Джойи подхватил и развил Сальваторе Вигано. Он создавал на сцене сложные драматические и философские литературные образы.
В СССР драмбалет прижился в 1920-1930-х гг. Первым удачным спектаклем стал «Красный мак» Рейнгольда Глиэра на либретто Михаила Курилко. Его премьера состоялась 14 июня 1927 года в Большом театре. Вместо литературной классики авторы балета прибегли к осмыслению событий XX века. Они также добавили в сюжет эпизод с фантастическим сном, который дополнил повествование привычным ансамблевым танцем с участием солистов и кордебалета.
Ещё одна успешная постановка тех лет — балет «Бахчисарайский фонтан» Бориса Астафьева и Ростислава Захарова в Театре оперы и балета имени Кирова. В спектакле нашлось место и традиционным, и новым танцевальным формам. Хореографические элементы там увенчивались развёрнутыми монологами и диалогами героев. Во всей красе драмбалет как жанр проявился в спектакле Леонида Лавровского «Ромео и Джульетта» 1940 года. Это была сложная по строению постановка с глубоко эмоциональными дуэтами главных героев.
Со временем некогда прогрессивное направление исчерпало свой потенциал, а упомянутые выше спектакли пропали из репертуаров театров. А в 80-е годы драмбалет и вовсе стал восприниматься в негативном ключе. Историк Елизавета Суриц сурово отмечала его «полный отказ от традиционных классических структур, больших классических ансамблей» ради «отанцованной пантомимы и драматизированного танца». Но на этом история жанра не закончилась. За последние 20 лет на сцены вернулись забытые спектакли «Красный мак», «Лауренсия», «Пламя Парижа» и не только. По-новому на драмбалет взглянул Борис Эйфман. Подробнее о его творческом подходе читайте в нашей статье.