Валерия Сенькина | 17 января 2025

Константин Станиславский – главный реформатор театрального искусства

«Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести, был молод», – говорил о себе Станиславский. Вспоминаем гениального режиссёра.
151
0.0
0
Константин Станиславский – легенда русского театра и его главный реформатор
Фото: Портрет Константина Станиславского, 1903 / Неизвестный автор, МАММ / МДФ, russiainphoto.ru

17 января 1863 года родился режиссёр, который навсегда поменял правила театрального искусства: создав актёрскую систему, Константин Сергеевич Станиславский вписал свое имя в историю. Его знаменитое «Не верю!» до сих пор эхом отзывается в залах театров по всему миру. В день рождения великого театрального режиссёра вспоминаем его жизнь — в искусстве и за его пределами. 

 

С чего все началось: сын промышленника и родственник коллекционера Третьякова 

 

Константин Сергеевич родился в многодетной купеческой семье Алексеевых и приходился родственником меценату Савве Мамонтову (благодаря нему был создан Абрамцевский художественный кружок, который проторил дальнейший художественный путь Валентину Серову, Виктору Васнецову, Константину Коровину и другим) и коллекционерам Третьяковым. Его отец был известным промышленником, а мать, урожденная Яковлева, была дочерью знаменитой парижской актрисы Мари Варлей.

Ничего удивительного, что в семье будущего режиссёра театр любили: в их доме на Красных воротах для представлений построили отдельный зал (в котором позднее появится Алексеевский кружок), а в загородном имении под них выделили целый флигель. В 14 лет Константин впервые поучаствовал в домашнем спектакле, в 22 года — взял псевдоним в честь талантливого актёра-любителя Маркова, тоже выступавшего под фамилией Станиславский.

Константин Станиславский на репетиции оперы Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале»
Константин Станиславский на репетиции оперы Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале», 1935 / МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, russiainphoto.ru

В 1889 году Станиславский поставил свой первый спектакль — «Горящие письма» по пьесе Петра Гнедича, который обернулся не только удачным режиссёрским экспериментом (до этого Станиславский участвовал в постановках только в качестве актёра), но и открыл мировой сцене Веру Комиссаржевскую. В 1891 он стал главным режиссёром Московского общества искусства и литературы и выпустит такие спектакли, как «Двенадцатая ночь», «Отелло» и «Много шума из ничего».

 

Знаменитое первое «свидание-сидение». 18 часов с Немировичем-Данченко

 

В 1897 году в ресторане «Славянский базар», официанты которого еще не подозревали, свидетелями какого события они стали, случилась легендарная встреча Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. С этого дня у будущего отца-основателя МХАТа осталась визитная карточка, на обороте которой написано: «Я буду в час в Славянском базаре — не увидимся ли?». Конверт, в котором она хранилась, Станиславский подписал так: «Знаменитое первое свидание-сидение с Немировичем-Данченко. Первый момент основания театра».

Разговор двух гениев длился 18 часов. За это время они договорились о создании театра, в котором Станиславский получил художественное право вето, а Немирович-Данченко — литературное. Спустя год с небольшим они представили первый спектакль.

Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко

Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, 1925 / Музей Москвы, russiainphoto.ru

Мировая конференция народов не обсуждает своих важных государственных вопросов с такой точностью, с какой мы обсуждали тогда основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения, – так эту встречу Станиславский опишет в своих мемуарах.

 

Московский художественный театр (МХТ)

 

В 1898 году Станиславский и Немирович-Данченко создали новый театр. Они оба ощущали потребность драматической системы в реформах, поэтому в основу творческой организации, названной Художественно-общедоступным театром, легли такие принципы, как единство коллектива, достоверной исторической и бытовой атмосферы, подчинение всех деталей одному замыслу.

14 июня того же года начались репетиции. Труппа состояла из учеников Немировича-Данченко из филармонического музыкально-драматического училища и актёров-любителей Общества искусства и литературы Станиславского. Четыре месяца спустя театр представил первый спектакль — трагедию «Царь Федор Иоаннович», главную роль в котором исполнил тогда ещё никому неизвестный Иван Москвин, а амплуа Василия Шуйского досталось Всеволоду Мейерхольду.

Костантантин Станиславский в роли док­то­ра Шток­ма­на в пье­се Ген­ри­ка Иб­се­на «Враг на­ро­да», 1900 год

Костантантин Станиславский в роли док­то­ра Шток­ма­на в пье­се Ген­ри­ка Иб­се­на «Враг на­ро­да», 1900 год / Неизвестынй автор, музей МХАТ, russiainphoto.ru

Спустя три года театр сменит название на МХТ (Московский художественный театр), еще через год переедет из сада «Эрмитаж» в собственное здание в Камергерском переулке, подаренное меценатом Саввой Морозовым. Станиславский и Немирович-Данченко совместно поставят на его сцене множество великих спектаклей, среди которых — «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад» Антона Чехова. Интересно, что «Вишневый сад» — последняя пьеса Чехова, поставленная при его жизни, и первая в Московском художественном театре, на премьере которой он побывал.

В дальнейшем взгляды Станиславского и Немировича-Данченко на постановки начнут разниться. Они примут решение ставить пьесы самостоятельно, но продолжат следовать главным принципам своего театра, оговоренным еще на встрече в «Славянском базаре». 

 

«Не верю!» 

 

В первое десятилетие XX века Константин Сергеевич разработал свою теорию сценического мастерства, позже названную в его честь, — «систему Станиславского». Пять заложенных в неё принципов остаются актуальными до сих пор и лежат в основе методик подготовки актеров в театральных университетах не только России, но и всего мира.

Жизненная правда на сцене — главный принцип системы Станиславского. Актеру необходимо достичь полной психологической достоверности, иными словами — настолько вжиться в роль, что окружающие в неё поверят. Станиславский утверждал, что между эмоциями актера и ощущениями зрителя есть прямая связь: чем лучше актёр чувствует свою игру и точнее передаёт (и даже больше — испытывает!) переживания героя, тем больше зритель верит происходящему на сцене.

Станиславский требовал от своих учеников не просто играть, а вживаться в роль, смотреть на мир глазами героя, внутренне преображаться и на время спектакля становиться кем-то совсем иным. До Константина Сергеевича в театре просто играли, а он научил актеров жить. 

Станиславский с коллегами во дворике дома в Леонтьевском переулке

Константин Станиславский с коллегами во дворике дома в Леонтьевском переулке, 1933 / Неизвестный автор, russiainphoto.ru, МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

За несколько лет до смерти отец-основатель МХаТ’а напишет: «Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашёл. Видел почести, был молод. Состарился. Скоро надо умирать. Теперь спросите меня: в чем счастье на земле? В познавании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаёшь душу — талант! Выше этого счастья нет!». Сдается нам, что Константин Сергеевич был счастлив. 

 

Похожие темы

Рекомендованные материалы

23 августа 2023

Как актёры вживаются в роль: искусство переживания

11416
0.0
0

Отзывы 0

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
18 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2025 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМестаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортЕдаТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2025 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+