Спектакль в Петербург привезла театральная компания Oxygen. Она основана в Триссуре — культурной столице штата Керала и родном городе Дипана Шиварамана. Имя индийского режиссёра большинство российских зрителей наверняка слышит впервые, однако на родине он обрёл славу одного из самых авангардных и влиятельных постановщиков. За более чем 25-летнюю карьеру Шивараман создал около 70 необычных, странных, гротескных постановок, которые показывали на фестивалях не только в Индии, но и в Европе. Два его спектакля — «Спинной мозг» и «Кабинет доктора Калигари» — удостоились Национальной театральной премии Mahindra Excellence.
«Пер Гюнт» стал одним из флагманских проектов Oxygen. В первой версии спектакля, представленной на Делийском фестивале Ибсена в 2011 году, зрители сидели вокруг подмостков, а место действия напоминало арену или реалити-шоу, в котором герой проигрывает свою душу.
Фото: Oxygen Theater Company
Новый «Пер Гюнт» родился в 2023 году. Обновлённый спектакль впервые увидели зрители Шанхая, а до Петербурга он добрался к началу сезона 2025/26. Говоря о второй редакции, Шивараман отметил, что сама идея несколько изменилась.
«Написание пьесы напоминает приготовление блюда. Нужно попробовать его несколько раз и добавить что-нибудь, усовершенствовать, чтобы добиться чувства завершённости. Я работал над этим текстом с 2010 года. Теперь на него повлияла пандемия — размышления о смерти, больнице трансформировали текст», — сказал режиссёр изданию The Hindu.
Фото: Oxygen Theater Company
«Пер Гюнт» с мафией и политикой
Пьеса Генрика Ибсена существенно изменена. Действие происходит в современной Индии, где вместо троллей — мафия, а сам Пер, нажив денег, превращается в политика-популиста, разглагольствующего о величии страны.
Спектакль начинается там, где заканчивается оригинальное произведение. Место действия — морг. Пер просыпается на металлическом столе. В руках у него — собственное сердце, и оно всё ещё бьётся. Этому удивляется зашедший в комнату мужчина. Выясняется, что перед нами — Бог (в пьесе он был Пуговичником), в списке которого старый Пер уже значится умершим. Причитая и корчась, герой умоляет Небесного Отца дать ему ещё один шанс: исправиться, зажить иначе. Клянётся, что сделает много хорошего, научится любить и вообще изменит мир к лучшему. Бог отпускает Пера с надеждой, но зрителю сразу дают понять, что герой вряд ли выполнит обещанное.
Фото: Oxygen Theater Company
Постановка не даст забыть, что всё происходящее на сцене — игра, идущая по известному сценарию. В зрительном зале, оказывается, сидит Дьявол. Он спорит с Богом, утверждая, что Пер обречён. Но Бога играет сам Дипан Шивараман, и он обязательно даст герою второй шанс.
«Пер Гюнт» — большая, сложная для театра пьеса. По этой причине режиссёры обычно обращаются лишь к некоторым картинам произведения Ибсена. То же самое в инсценировке Oxygen. Большинство узнаваемых эпизодов сохранены, и даже иронично-искажённо звучит известная мелодия «В пещере Горного короля» из сюиты Эдварда Грига. Однако некоторые сцены и персонажи исчезли полностью из-за смещения фокуса. Основной декорацией служит комната морга: белая кафельная плитка, холодный свет — на протяжении всего действия окружение будет трансформироваться в больничную палату, церковный зал, палубу корабля и психиатрическую клинику.
Фото: Oxygen Theater Company
Бог и Дьявол ведут борьбу за душу Пера. Первый поддерживает подспудно, создавая счастливые возможности, второй приходит, чтобы поговорить с глазу на глаз и обещает помощь. Но отмечает, что за Пера бороться не надо — он сам пойдёт на грех, стоит только подтолкнуть и подождать.
Другие мифические, символические персонажи показаны гротескно. Тролли-мафиози одновременно смешные и ужасные — заставляют Пера пить козью кровь. А какой нелепый и чудаковатый ребёнок рождается у героя и Женщины в зелёном: вползает на четвереньках и грозит убить отца.
Разгадать пьесу Ибсена полностью невозможно. Смешение обыденного и ирреального побуждало интерпретаторов искать объяснение происходящему. Например, переводчик Ибсена Майкл Мейер полагал, что Пер Гюнт умирает в сумасшедшем доме в четвёртом акте. Этот же взгляд разделяет Дипан Шивараман. Пережив покушение и кораблекрушение, потеряв все деньги, и став свидетелем самоубийства умалишённого, Пер произносит знаменитый монолог о луковице и признаёт, что он — обычный приспособленец, который всегда искал лёгких путей, скрывался от своего предназначения и стремился «обойти сторонкой» жизненные трудности.
В оригинальном произведении Пер Гюнт противоречивый персонаж: его чудачества и фантазии бывают обаятельными, но реальные поступки вызывают осуждение. Шивараман относится к герою жёстче. Его Пер смешной, увлекающийся, но чаще неприятный и малодушный — хватается за жизнь любой ценой, но у него не достаёт сил выполнить всё, что наобещал в приступе страха. Именно поэтому ему ближе Дьявол, а не Бог, хотя при необходимости он готов сладить с обоими. Но в решающий момент даже Сольвейг не придёт на помощь, чтобы оправдать душу Пера и сказать, что для неё он всегда был хорошим. Ведь самой одухотворённой героини в спектакле нет. Вместо неё безымянная Невеста: Пер похитил её со свадьбы, сломав девушке жизнь. Как призрак злого рока, она появляется в момент его смерти, чтобы осудить героя за всё, чем он мог быть, но не стал.
Фото: Oxygen Theater Company
Какие ещё иностранные спектакли посмотреть в Петербурге
Если пропустили «Пер Гюнта» в Александринском театре — не расстраивайтесь. Уже в этом сезоне начнутся репетиции нового спектакля Дипана Шиварамана по роману «Игрок» Фёдора Достоевского. Премьера состоится в московском Театре Наций в 2026–2027 году.
Кроме того, ещё остались билеты на другие спектакли фестиваля «Александринский» со скидкой 20%. Например, можно посмотреть историческую драму «Чжан Цзючжэн» Пекинского народного художественного театра и постановки «Дядя Ваня» и «Бурёнушка» Башкирского академического театра драмы и Марийского национального театра драмы.
Что ещё почитать о театрах Петербурга:
Что готовят театры Петербурга в новом сезоне: премьеры в Александринке, Ленсовета, Михайловском, «Субботе» и не только
10 интересных фактов об Александринском театре
От китайского балета до африканских ритмов: фестиваль «Дягилев P.S.» объявил программу 2025