Горбилет | 15 октября 2024

С первой ноты: какие голоса существуют в опере

Отличить сопрано от контральто, а баритон от тенора — проще, чем кажется! Достаточно запомнить одно простое правило и посмотреть примеры, которые мы собрали в этой статье.
447
0.0
0
Какие голоса существуют в опере, и чем они отличаются
Фото: Анна Нетребко / theatrehd.com

Певческие голоса обычно различают по диапазону — то есть способности исполнителя пропеть несколько нот без напряжения связок. Также разделение зависит от высоты тональности и пола певца. Первая классификация голосов появилась ещё в Средние века, но тогда она касалась только мужчин. Женщин включили позднее, в 17 веке, когда распространилось оперное искусство. Впрочем, определить тональность можно и у эстрадных певцов, только сейчас это становится труднее, ведь многие из них не занимаются академическим пением.

В целом, певческие голоса делятся на высокие, средние и низкие. Причём в каждой категории выделяют несколько подпунктов, от которых зависит, какие партии в опере может исполнять певец (лирические или драматические), способен ли его голос на различные «украшения» — виртуозные пассажи.

 

Женские голоса

 

Сопрано 


Самый высокий тембр женского вокала. Лёгкий, подвижный и звонкий голос, диапазон которого охватывает первую и вторую октавы. Такие певицы обычно выступают в лирических партиях. 

Голос делится на пять подвидов:

• колоратурное сопрано (самый высокий голос, подходит для исполнения трелей, арпеджио и сложных пассажей);
• драматическое (низкий и сильный голос);
• лирическое (под него пишут партии стойких и эмоционально сдержанных героинь);
• лирико-колоратурное (подвижное и широкое звучание);
• лирико-драматическое (промежуточный вид, может быть одновременно насыщенным и мягким). 


Примеры среди эстрадных и оперных певиц: Мария Каллас, Мэрайя Кэри, Гвен Стефани, Анна Нетребко, Хибла Герзмава, Ольга Перетятько.
Классические оперные партии: Виолетта Валери («Травиата»), Изольда («Тристан и Изольда»), Татьяна («Евгений Онегин»).

 

Меццо-сопрано

 
Более грудной тип голоса, насыщенный в среднем регистре, отличается объёмным звучанием низких нот. Диапазон охватывает от ля малой до ля второй октавы. Можно сказать, что меццо-сопрано балансирует между сопрано и контральто, причём встречается гораздо реже. 

Меццо-сопрано делится на драматическое, лирическое и колоратурное. Чаще всего этот голос можно услышать в партиях властных и страстных героинь.


Примеры среди эстрадных и оперных певиц: Ольга Бородина, Елена Образцова, Элина Гаранча, Адель, Бейонсе, Мадонна.
Классические оперные партии: Кармен («Кармен»), Золушка («Золушка»), Далила («Самсон и Далила»).

 

Контральто 


Самый низкий женский певческий голос, бархатный и грудной. Способен озвучить всю малую октаву и часто сравнивается с мужскими тональностями. 

Существуют колоратурный контральто (любимый тембр Джоаккино Россини!), лирический, драматический — наиболее густой и низкий.


Примеры среди эстрадных и оперных певиц: Шер, Патрисия Каас, Эми Уайнхаус, Эва Подлещ, Натали Штуцман, Мариан Андерсон.
Классические оперные партии: Ольга («Евгений Онегин»), Эрда («Золото Рейна»), Анджелина («Золушка»).

 

Мужские голоса

 

Тенор


Высокий мужской голос, гибкий и подвижный, особенно красивый в верхнем регистре, со знаменитым «верхним до» — до второй октавы. Обладателям тональности лучше всего удаётся пение фальцетом — максимально тонко и высоко.

Существует также контратенор — самый высокий мужской голос, характерный для церковной музыки 16–17 веков, ставший вновь популярным в 20 веке. Обладатели такого голоса исполняют партии певцов-кастратов и мужские партии, написанные для женских голосов.

Выделяют ещё пять типов тенора:

• тенор-альтино (высокий, но менее похожий на женский);
• лирический (мягкий, подвижный и певучий);
• лирико-драматический;
• драматический (насыщенный и сильный);
• баритональный.


Примеры среди эстрадных и оперных певцов: Элтон Джон, Пол Маккартни, Джон Леннон, Пласидо Доминго, Рамон Варгас, Витторио Григоло.
Классические оперные партии: Хозе («Кармен»), Лоэнгрин («Лоэнгрин»), Ленский («Евгений Онегин»).

 

Баритон


Его называют самым распространённым среди мужских голосов. Баритон находится посередине между тенором и басом, для него характерна полнота и сила. Обладателям подвластен широкий репертуар, хотя обычно под такую тональность пишут партии героев благородного происхождения.

Баритон бывает лирическим (с лёгким звучанием), драматическим (глубоким и мощным), лирико-драматическим (светлым, ярким и сильным). Отдельно выделяют бас-баритон 
— промежуточный голос, более низкий и густой.

Примеры среди оперных и эстрадных певцов: Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Дмитрий Хворостовский, Петер Маттеи, Томас Хэмпсон, Людовик Тезье.
Классические оперные партии: Евгений Онегин («Евгений Онегин»), Дон Жуан («Дон Жуан»), Князь Игорь («Князь Игорь»).

 

Бас


Глубокий и полнозвучный, самый низкий мужской певческий голос. Партия баса — ключевая во многих сочинениях для хора. В опере для такого голоса пишутся самые разные роли: от злодеев и роковых персонажей до принцев и прочих благородных героев.

По высоте выделяют бас-кантате — «певучий», более лирический и лёгкий. Бас-профундо называют низким или глубоким, а баритональный бас — напоминающим баритон, но более мощным и густым.


Примеры среди оперных и эстрадных певцов: Леонард Коэн, Луи Армстронг, Фёдор Шаляпин, Ильдар Абдразаков, Дмитрий Белосельский, Николай Гяуров.
Классические оперные партии: Сусанин («Жизнь за царя»), Борис Годунов («Борис Годунов»), Зарастро («Волшебная флейта»).

Похожие темы

Рекомендованные материалы

25 мая 2020

Концерт «Классика на Дворцовой» пройдёт в День города в режиме онлайн

955
0.0
0

Отзывы 0

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
18 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМестаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортЕдаТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+