Корейское кино уже давно держится в топах по всему миру. Для этого феномена даже придумали отдельный термин — «халлю», то есть «корейская волна». Покорение Европы и Америки началось в 2004 году, когда на Каннском фестивале главный приз, Золотую пальмовую ветвь, забрал «Олдбой» Пак Чхан-ука. Квентин Тарантино, в тот год возглавляющий жюри, назвал фильм гениальным и признался, что плакал во время просмотра: «Мне кажется, это абсолютный шедевр — подобные появляются раз в десять лет, не чаще. Он превращает корейскую кинематографию в самое интересное культурное явление в мире». С тех пор все и закрутилось.
Мы подобрали для вас режиссёров, с фильмов которых проще (и увлекательнее!) начинать свое путешествие по кинематографу этой страны.
Пон Чжун-хо
Режиссёр Пон Чжун-хо / www.kinopoisk.ru
«Паразиты»
2019
Несомненный хит, который заставил весь мир говорить о Южной Корее. Только в российском прокате его крутили несколько раз, выпуская на экраны то оригинальную, то черно-белую версию. Среди наград — «Оскар», «Золотая пальмовая ветвь» и «Золотой глобус».
В центре сюжета — бедная семья Ким из четырех человек, живущая в полуподвальном помещении и ворующая интернет у соседей. Они перебиваются подработками, кое-как наскребая деньги на рамен (вариант корейского «Доширака»), и не задумываются о светлом будущем, пока однажды сыну не выпадает шанс стать репетитором у старшеклассницы из богатой семьи. Отфотошопленный диплом о высшем образовании — и вот младший из семьи Ким уже вхож в шикарный особняк. Следом за ним на работу по поддельным документам к Пакам устраивается сестра, мать и отец. Только они оказываются не единственными бедняками, желающими подзаработать на богачах…
«Воспоминания об убийстве»
2003
Социальные драмы — не единственное направление, в которых преуспело корейское кино. Пон Чжун-хо, например, специализируется еще и на детективных триллерах, интрига в которых держится до самого конца.
«Воспоминания об убийстве» основаны на реальной истории серии убийств, произошедших в провинциальном городке Кореи в конце 80-ых. Местный детектив вместе со своим помощником очень активно пытаются раскрыть преступление, точнее — заставить признаться в содеянном любого подозреваемого, и делают они это самыми жуткими методами. Из столицы прибывает следователь, который жестоким избиениям предпочитает поиск доказательств и улик. Но смогут ли они найти убийцу? И доказать, что это сделал именно он?
Пак Чхан-ук
Режиссёр Пак Чхан-ук / www.kinopoisk.ru
«Олдбой»
2003
Визитная карточка Южной Кореи — фильмы о мести, поднимающие насилие на новый уровень, недоступный Голливуду с его цензурой и рейтингом 13+.
Рядовой офисный сотрудник О Дэ Су напивается в день рождения дочери, дебоширит и закономерно попадает в полицейский участок. Оттуда его забирает друг детства, звонит жене незадачливого пьяницы, оборачивается — а О Дэ Су уже и след простыл. Неизвестные похищают его и помещают в комнату без окон на 15 лет, по прошествию которых герой начнет поиски своих обидчиков. Знаменитая сцена, снятая одним кадром, и поедание китайских пельменей идут в комплекте.
«Решение уйти»
2022
Одна из самых визуально красивых картин 2022 года, забравшая приз за «Лучшего режиссера» на Каннском фестивале.
Здесь нет насилия, зато есть потрясающе показанная работа детектива: от поиска улик, составления дел и допроса, во время которого для допрашиваемой приносят люксовый сет суши, до вечных подозрений и сомнений в собственной правоте. Влюбиться в главную подозреваемую — расхожий троп, но вряд ли когда-то он был показан настолько изысканно.
Хон Сан-су
Режиссёр Хон Сан-су / Dominique Charriau, Wireimage
«Женщина, которая убежала»
2020
Медитативное кино Хон Сан-су не похоже ни на что другое. Снятое в Корее, оно во многом строится на традициях европейского кинематографа, а потому западному зрителю сюжеты режиссёра оказываются понятнее, чем его соотечественникам. Бытовые истории, обсуждения за обеденным столом, много токпокки (мягкие рисовые палочки, обжаренные в остром соусе) и соджу (традиционный корейский алкоголь). Во всех своих фильмах режиссер снимает одних и тех же актёров, поэтому каждый просмотр — это встреча со старыми друзьями.
«Женщина, которая убежала» — не исключение. Главную роль в ней исполняет Ким Мин-хи, главная муза режиссёра. По сюжету они с мужем разлучились впервые за пять лет — он уехал в командировку, а она решила навестить трех своих лучших подруг. Разговаривая с каждой по очереди, выпивая или примеряя новые наряды, она рассказывает им о своем идеальном браке. Но от чего же тогда она убежала?
«Камера Клэр»
2018
Фильм, почти основанный на реальных событиях: немолодая французская учительница обожает фотографировать. В один из дней в объектив ее камеры попадает корейская девушка, которую уволили за роман на работе — она занималась прокатом фильма и стала любовницей режиссера, приехавшего на Каннский фестиваль.
Забавная смесь реальности и вымысла, ведь Ким Мин-хи, играющая почти во всех фильмах Хона, действительно когда-то была его любовницей. Приятный бонус: роль учительницы исполняет одна из самых красивых французских актрис — Изабель Юппер.