«Театр — очень опасное искусство»: биография Юрия Бутусова
Бутусов родился в Гатчине 24 сентября 1961 года. Окончил режиссёрский факультет Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (сейчас — РГИСИ) в 1996-м и сразу же попал в Театр им. Ленсовета по приглашению тогдашнего директора Владислава Пази. Уже студенческие работы Бутусова «Женитьба» и «Записки из подполья» создали молодому режиссёру хорошую репутацию, а дипломный спектакль «В ожидании Годо» назвали «событием года» и наградили высшим призом за режиссуру на фестивале «Рождественский парад». За петербургским успехом последовал московский — в 2002-м Константин Райкин позвал Бутусова в «Сатирикон», и столичный театр стал для него «вторым домом».
Юрий Бутусов. Фото: Александра Торгушникова / afisha.ru
В 2011 году Бутусова назначили главным режиссёром Театра им. Ленсовета, а в 2017-м — художественным руководителем. Его спектакли множество раз становились лауреатами «Золотой маски» и премии «Золотой софит». На посту худрука режиссёр продержался меньше года, уволился по собственному желанию из-за проблем с административно-менеджерской структурой. В 2018 году Бутусов стал главным режиссёром Театра имени Вахтангова, а ещё через два года — набрал первый режиссёрский курс в ГИТИСе. Ученики Юрия Николаевича «прогремели» в театральном мире, когда начали ставить собственные спектакли и основали объединение «Мастерская Ю. Н. Бутусова».
Сам Бутусов с 2022 года работает за границей и пока не планирует возвращаться в Россию. Последние его постановки на данный момент — «Борьба за престол» по Ибсену в норвежском городе Тронхейм и «Гоголь. Портрет» в Риге. Однако спектакли Бутусова продолжают идти в московских и петербургских театрах. Они остаются такими же впечатляющими как в год премьеры.
«Макбет. Кино» в Театре им. Ленсовета
Первая работа Бутусова на посту главного режиссёра Театра им. Ленсовета стала поворотной для его карьеры и удостоилась премии жюри «Золотой маски» с формулировкой «За поиск уникального сценического языка». Постановку называют артхаусной и сложной. Действительно, это очень авторский Шекспир, динамичный, местами запутанный. Об оригинальности спектакля кричит даже выбранный Бутусовым малоизвестный перевод с английского Андрея Кронеберга.
«Макбет. Кино» — одновременно жестокий и красивый спектакль с продуманными костюмами и декорациями, необузданными танцами, насыщенным саундтреком (от Альбинони до Майкла Джексона!) и магической Лаурой Пицхелаури в роли Леди Макбет. От зрителя требуется активная вовлечённость, но она будет щедро вознаграждена.
Билеты: от 2500 ₽
Сцена из спектакля «Макбет.Кино». Фото: Юлия Смелкина / Театр им. Ленсовета
«Все мы прекрасные люди» в Театре им. Ленсовета
Авторская интерпретация пьесы Тургенева «Месяц в деревне», где классический сюжет балансирует на грани балагана и драмы. В семейство помещика Ислаева приезжает молодой учитель, студент Алексей Беляев. Хозяйка дома Наталья Петровна обнаруживает, что ею овладела страстная любовь к юному красавцу, на которую он, впрочем, не готов ответить взаимностью.
Благопристойное дворянское гнездо в спектакле разрушается, не выдержав бури человеческих страстей. Если поначалу происходящее на сцене кажется хаотичным, кульминация расставит всё по полочкам. Этому, к слову, способствует запоминающийся музыкальный узор постановки, в котором переплетаются произведения Яна Тирсена, Шуберта, Пуччини, «Нирваны» и Елены Ваенги. Отдельного комплимента заслуживает «отчаянная» игра Анны Ковальчук в роли Натальи Петровны.
Билеты: от 1500 ₽
Сцена из спектакля «Все мы прекрасные люди». Фото: Юлия Смелкина / Театр им. Ленсовета
«Город. Женитьба. Гоголь» в Театре им. Ленсовета
Фантасмагорический спектакль, где Петербург становится одним из действующих лиц. Сюжетная канва — незадачливая любовь Подколесина и Агафьи Тихоновны — сохраняется, но дополняется фрагментами других гоголевских текстов, а ещё романа Достоевского «Идиот» и пушкинского «Евгения Онегина».
Паузы в действии и обрывки сцен добавляют постановке сновидческие оттенки, а через психологизм и некоторую угрюмость проступает основная тема — одиночество и неприкаянность человека в городе. В главных ролях бесподобная Анна Ковальчук, Сергей Перегудов, Сергей Мигицко и другие звёзды театра. Спектакль удостоился нескольких премий «Золотой софит»: за лучшую постановку на большой сцене, а также режиссёрскую и актёрские работы.
Билеты: от 1000 ₽
Сцена из спектакля «Город. Женитьба. Гоголь». Фото: Юлия Смелкина / Театр им. Ленсовета
«Р» в «Сатириконе»
Бутусов снова обращается к творчеству Гоголя и перерабатывает «Ревизора». Режиссёр подчёркивает: пьеса уже давно сделалась архетипичной и всем понятно, что это история о власти, грехах и расплате. Однако Бутусов подсвечивает другую составляющую, рассказывая о «невозможности принять действительность и невозможности бегства от неё», «о поисках рая, свободы как единственной настоящей человеческой ценности».
Спектакль — лауреат премии «Золотая маска». Критики называют постановку «экзотичной», отмечая особую исповедальную тональность: диалогов здесь нет, герои «разговаривают» монологами.
Билеты: от 1500 ₽
Сцена из спектакля «Р». Фото: театр «Сатирикон»
«Бег» в Театре Вахтангова
«Мрачная захватывающая красота с лёгким привкусом ночного кошмара», — говорится в анонсе постановки. Действие состоит из восьми снов, а рассказывает о страшном периоде Гражданской войны, порушенных жизнях, эмигрантской судьбе и несчастной любви.
Нелинейный спектакль периодически прерывается вставными номерами, актёры читают стихи Бродского, Довлатова, Маяковского, Володина, а каждая минута всё глубже и глубже затягивает зрителя в подсознательное. Вырваться из него будет непросто.
Билеты: от 600 ₽
Сцена из спектакля «Бег». Фото: Александра Торгушникова / Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова
«Сын» в РАМТе
Спектакль-лауреат премии «Гвоздь сезона» поставлен по пьесе современного драматурга Флориана Зеллера. По словам Бутусова, «эта пьеса о Гамлете в каждом из нас».
Критики называют постановку театральным шедевром. Трудности отношений между отцом и сыном вырастают здесь в экзистенциальный конфликт, понятный каждому зрителю. Фирменная бутусовская запутанность в спектакле сведена к минимуму, но эстетика с необычной сценографией и костюмами — на месте.
Билеты: от 2000 ₽
Сцена из спектакля «Сын». Фото: Сергей Петров / Российский академический молодёжный театр