«Морозко», реж. Александр Роу, 1964
В центре сюжета новогодней сказки — Настенька. Сварливая мачеха не даёт спокойно жить доброй и хозяйственной падчерице и её отцу. Девушка выполняет всю работу за себя и ленивую сводную сестру Марфушу. Красота Настеньки мешает удачно выдать родную дочь мачехи замуж, поэтому она отправляет падчерицу подальше от дома — замерзать в лесу. На помощь приходят Дед Мороз и вдовий сын Иван, которого превратили в медведя.
Чуриковой нелегко дались съёмки в этом фильме. Актриса с ужасом вспоминала сцену, где её героиня Марфуша, сидя под елью, ест яблоки: «<...>В стране был дефицит продуктов. Гору яблок в кадре заменили очищенным луком, который покрасили пищевым красителем. И вот представьте себе: сцену, где я с упоением грызу яблоки, сняли с пятого дубля, и всё это время мне надо было кусать, изображая радость и удовольствие…». Не легче было и после. На этапе озвучки киноленты молодая актриса впервые увидела себя в кадре. Она расплакалась и подумала о завершении карьеры из-за своей внешности.
Фото: кадр из фильма «Морозо», реж. Александр Роу, 1964 год / kinopoisk.ru
«Начало», реж. Глеб Панфилов, 1970
Прасковья Строганова — неказистая ткачиха, которая играет Бабу-Ягу в любительском драматическом кружке при городском клубе. Случайное знакомство с режиссёром из Москвы для девушки — билет в большое актёрское будущее. Он приглашает Прасковью на главную роль в своём фильме о жизни Жанны д'Арк. Провинциалке приходится пройти через творческие муки и испытания славой.
О роли орлеанской девы мечтала и сама Инна Чурикова. В этом ей помог режиссёр картины и по совместительству её муж — Глеб Панфилов, который несмотря на неодобрение Министерством культуры кандидатуры Чуриковой, на свой страх и риск всё же снял фильм. Опасный ход окупился через год, когда на Венецианском кинофестивале Панфилов получил «Серебряного льва святого Марка», а Чурикова — золотого.
Фото: кадр из фильма «Начало», реж. Глеб Панфилов, 1970 год / kinopoisk.ru
«Курьер», реж. Карен Шахназаров, 1986
Иван, юный выпускник, ищет своё место в мире, балансируя между взрослостью и юношеским максимализмом. Работа курьером в солидной редакции становится для него испытанием. Нестандартное мышление и склонность к авантюрам постоянно вносят хаос в размеренный мир взрослых. Каждая его доставка — это маленькая история, полная неожиданных поворотов, смеха и слёз.
Актрисе досталось амплуа вечно встревожённой мамы главного героя. С Инной Чуриковой, да и всей съёмочной площадкой, постоянно спорил Фёдор Дунаевский, сыгравший бунтаря Ивана. Юной звезде не нравился текст, он постоянно одёргивал экранную маму и делал замечания, что «так не говорят». После каждой отснятой сцены, она с издёвкой переспрашивала: «Веришь?».
Фото: кадр из фильма «Курьер», реж. Карен Шахназаров, 1986 год / kinopoisk.ru
«Виват, Анна Иоанновна!», реж. Светлана Дружинина, 2008
Седьмой фильм из цикла «Тайны дворцовых переворотов» рассказывает о периоде правления племянницы Петра I. Это время дворцовых интриг, политических игр и романтических историй, потрясших всю Европу. Верховный тайный совет предлагает корону Анне Иоанновне, но с жёсткими условиями по ограничению её власти. Барон Остерман и князь Ягужинский тайно помогают императрице избавиться от них. Благодаря смелости и хитрости своих сторонников Анна Иоанновна успешно «разрывает кондиции» и становится абсолютной правительницей. Так начинается новый этап в истории России.
В образе авторитарной императрицы Чурикова смотрится очень органично. В интервью РИА Новости она рассказала, что несмотря на полное взаимопонимание с режиссёром Светланой Дружининой, на площадке было непросто: «Снимать было трудно. Анна Иоанновна пришла в Москву и короновалась в феврале — и мы снимали картину в феврале, когда зима была такая суровая…».
Фото: кадр из фильма «Виват, Анна Иоанновна!», реж. Светлана Дружинина, 2008 год / kinopoisk.ru
«Страна Оз», реж. Василий Сигарев, 2015
В преддверии Нового года обычная девушка Ленка Шабадинова сталкивается с чередой абсурдных событий по дороге на смену. Ночь превращается в безумный лабиринт, полный неожиданных поворотов и гротескных персонажей. Торжество становится символом хаоса и безысходности на улицах Екатеринбурга.
Фильм отразил сатирический взгляд на российскую действительность. Можно обнаружить некоторые сходства с не менее абсурдной кинолентой «Ширли-Мырли», где Чурикова тоже исполнила роль женщины, столкнувшейся с жизненными испытаниями. Однако на этот раз её героиня не предпринимает попытки заслужить прощение от окружающих людей, она просто смирилась с происходящим, поругиваясь матом. Так легче.
Фото: кадр из фильма «Страна Оз», реж. Василий Сигарев, 2018 год / kinopoisk.ru