Горбилет | 23 апреля 2024

Драмбалет: «оттанцованная пантомима» или осмысленное действие?

В драмбалетах блистали Галина Уланова, Вера Каминская, Татьяна Вечеслова и другие талантливые артисты. Но как и многие новшества в искусстве XX века, эти постановки часто критиковали за отказ от традиционных художественных средств. Разбираемся, чем не угодил драмбалет.
583
0.0
0
Драмбалет: история развития и особенности
Фото: балет «Бахчисарайский фонтан» / Мариинский театр

Драматический балет — направление в искусстве, где на первый план выходит эмоциональная составляющая истории, а танец выступает лишь вспомогательным средством. От режиссёров таких спектаклей требуется органичное совмещение балетной образности и социально значимого содержания, а от исполнителей — воплощение намеченных психологических характеристик.

Точная дата зарождения хореодрамы неизвестна, но её истоки можно найти в работах Гаэтано Джойи. Итальянский артист и хореограф XVIII века уделял особое внимание чувственной наполненности постановок, а танец рассматривал как формальный вид искусства, помогающий добиться глубокой эмоциональной вовлечённости публики и артистов. Идеи Джойи подхватил и развил Сальваторе Вигано. Он создавал на сцене сложные драматические и философские литературные образы.

В СССР драмбалет прижился в 1920-1930-х гг. Первым удачным спектаклем стал «Красный мак» Рейнгольда Глиэра на либретто Михаила Курилко. Его премьера состоялась 14 июня 1927 года в Большом театре. Вместо литературной классики авторы балета прибегли к осмыслению событий XX века. Они также добавили в сюжет эпизод с фантастическим сном, который дополнил повествование привычным ансамблевым танцем с участием солистов и кордебалета.
 


Ещё одна успешная постановка тех лет — балет «Бахчисарайский фонтан» Бориса Астафьева и Ростислава Захарова в Театре оперы и балета имени Кирова. В спектакле нашлось место и традиционным, и новым танцевальным формам. Хореографические элементы там увенчивались развёрнутыми монологами и диалогами героев. Во всей красе драмбалет как жанр проявился в спектакле Леонида Лавровского «Ромео и Джульетта» 1940 года. Это была сложная по строению постановка с глубоко эмоциональными дуэтами главных героев.

Со временем некогда прогрессивное направление исчерпало свой потенциал, а упомянутые выше спектакли пропали из репертуаров театров. А в 80-е годы драмбалет и вовсе стал восприниматься в негативном ключе. Историк Елизавета Суриц сурово отмечала его «полный отказ от традиционных классических структур, больших классических ансамблей» ради «отанцованной пантомимы и драматизированного танца». Но на этом история жанра не закончилась. За последние 20 лет на сцены вернулись забытые спектакли «Красный мак», «Лауренсия», «Пламя Парижа» и не только. По-новому на драмбалет взглянул Борис Эйфман. Подробнее о его творческом подходе читайте в нашей статье. 

Похожие темы

Рекомендованные материалы

09 февраля 2024

«Биомеханика» Мейерхольда: как режиссёр помог актёрам почувствовать внутреннюю свободу на сцене

1172
0.0
0

Отзывы 0

Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+