Горбилет | 16 марта 2024

Водевиль — классический развлекательный жанр

Водевилями называют лёгкие комедийные пьесы, в которых диалоги чередуются с песнями и танцами, есть интрига и злободневная мораль. Театральный термин пришёл в Россию из Франции в XIX веке. Рассказываем, как появился, формировался жанр, и можно ли найти его в современном театре.
1044
0.0
0
Водевиль: история жанра
Фото: сцена из спектакля «Водевиль Дилетант» / БДТ имени Г. А. Товстоногова

Французское слово vaudeville переводится как «эстрадное представление». Название происходит от местности Vau de Vire в Нормандии, где в XV веке жил поэт-песенник Оливье Баслен. По другой версии — от сочетания voix de ville — буквально «городские голоса», то есть уличные песни. Ещё одна теория предполагает, что слово «водевиль» образовано от французских глаголов virer и vauder, которые в музыке обозначают повторяющийся мотив или мотив с припевом.

В любом случае у театрального термина музыкальные корни. В XVII веке водевили — незатейливые сатирические куплеты — пели на парижских ярмарках, мостах, площадях. Везде, где собирался народ. В первой половине XVIII века французские писатели начинают вставлять весёлые песни с повторяющимся припевом в одноактные пьесы из репертуара ярмарочных театров. Эти представления были злободневными, интригующими и лёгкими для понимания. Популярностью пользовались пьесы Алена Рене Лессажа и Луи Фюзелье.

К концу века водевиль уже можно было назвать самостоятельным театральным жанром. Великая французская революция демократизировала искусство, и лёгкие ярмарочные комедии стали постоянными гостьями подмостков. Первый водевильный театр в Париже так и назывался — «Водевиль», за ним последовали «Театр трубадуров» и «Театр Монтансье». В годы якобинской диктатуры в пьесы подтянулось политическое содержание — водевили позволяли выпустить пар, откликнуться на злободневные события.

Жанр пережил расцвет в середине XIX века, начал распространяться по всей Европе. Россия узнала о водевиле в 1800-е, когда французская труппа гастролировала по Москве и Петербургу. Писать свои водевили начали Александр Шаховской, Николай Хмельницкий, Александр Грибоедов. Во Франции на таких пьесах специализировался Эжен Скриб — создал больше 150 водевилей, многие из которых переводили и ставили на национальном материале в других странах. Так нередко делали и в нашем отечестве: Виссарион Белинский ругал за тяжеловесность переводные пьесы, в которых зачастую только меняли имена с французских на русские.
 


Наши оригинальные водевили были гораздо интереснее. Как правило, в них критиковали нравы, обыгрывали театральные и литературные темы. В представления включали романсы, дуэты, иногда хоры и увертюры, народные песни. Позднее музыке в водевилях придавали всё меньше значения: предпочитали использовать номера из известных постановок, а не придумывать новые. Во второй половине XIX века водевиль уступил популярность оперетте.

Современные режиссёры редко обращаются к жанру водевиль. Можно вспомнить музыкальный телефильм с говорящим названием «Ах, водевиль, водевиль…» по водевилю-шутке драматурга XIX века Петра Григорьева. Другой пример — «Водевиль Дилетант», который режиссёр Кирилл Вытоптов поставил на второй сцене петербургского Большого драматического театра в 2020 году. А какие водевили смотрели вы? Расскажите в комментариях.

Похожие темы

Рекомендованные материалы

09 февраля 2024

«Биомеханика» Мейерхольда: как режиссёр помог актёрам почувствовать внутреннюю свободу на сцене

1167
0.0
0

Отзывы 0

Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+