Опера «Сестра Анжелика. Джанни Скикки» в Концертном зале Мариинского театра
от 900 ₽
Билет по спец. тарифу могут купить все граждане РФ
10%
сервисный сбор
защита персональных данных
безопасные платежи картой любого банка
Опера Джакомо Пуччини. Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках).
Возврат билетов в Мариинский театр не осуществляется.
Возрастная категория: 12+
Опера Джакомо Пуччини. Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках).
Возврат билетов в Мариинский театр не осуществляется.
Возрастная категория: 12+
Действие одноактной оперы «Сестра Анжелика» происходит в женском монастыре; неудивительно, что в этом сочинении ни разу не солирует мужской голос. Впрочем, ничто не мешало Джакомо Пуччини и его либреттисту Джоваккино Форцано ввести в сюжет, к примеру, фигуру какого-нибудь падре или оставленного в миру возлюбленного. Однако Пуччини сознательно написал сугубо женскую оперу, причем не только в тесситурном отношении: «Сестра Анжелика» – музыкальная драма о женской психике, о тайне «вечно женственного», о силе женского чувства, но не любовного, а материнского.
Изолированное монастырскими стенами сестричество сначала предстает в виде группового портрета. Майский день, сад с фонтаном, птицы и колокольный звон: на первых порах обитель кажется раем на земле. Постепенно фокус сужается, проступают типажи и индивидуальности. Наконец, в центре внимания оказывается сестра Анжелика – дочь благородных родителей, когда-то опозорившая семью незаконной связью. Нежная, пасторальная, порой совершенно импрессионистская звукопись сменяется напряжённой психологической дуэлью, за которой следует потрясающе экспрессивный монолог матери, во второй раз – уже безвозвратно – потерявшей своего ребёнка, а с ним и смысл жизни.
Сквозь всю оперу проходит тема вины и прощения: от очаровательных шалостей (вроде хихиканья на службе и роз в рукаве), ценой которых становится молитвенный «наряд вне очереди», до тягчайшего греха самоубийства, искуплённого муками героини и её любовью к сыну. Женщина, лишённая сострадания, – Княгиня – превращается в оружие ада; ей противостоит совершенный в своей всепрощающей любви небесный образ Богоматери. Эмоциональная амплитуда оперы колоссальна, сопротивляться силе её воздействия бесполезно, слёзы в зале неизбежны – как того и хотел Пуччини.
В работе над партитурой композитор использовал всё богатство звуковой палитры начала ХХ века, включая роскошный позднеромантический оркестр с челестой, арфой, колоколами и органом. Прозрачные камерные эпизоды чередуются с моментами захватывающих тутти; необходимый католический антураж создают отзвуки григорианского хорала. Главное сокровище оперы – ария сестры Анжелики Senza mamma, одна из самых красивых сопрановых арий в мировом репертуаре.
Остаётся только догадываться, почему публика не сразу оценила достоинства «Сестры Анжелики»: на премьере, состоявшейся в Метрополитен-опере 14 декабря 1918 года, её затмили остальные части пуччиниевского «Триптиха» – «Плащ» и «Джанни Скикки». Автор же считал её лучшей из трёх.
В Советском Союзе «Сестра Анжелика» оказалась под запретом из-за религиозных мотивов в сюжете; исполнялись лишь первая и третья части «Триптиха». В 2003 году в Мариинском театре – впервые в России – пуччиниевская триада была поставлена целиком. Авторы спектакля – соотечественники авторов оперы – избежали малейшего мелодраматизма и сентиментальности. Это монохромная, минималистичная постановка, где монастырь больше напоминает тюрьму: ни роз, ни фонтана, только голые серые стены. Сёстры с самого начала разобщены: даже беседуя, они остаются в отдалении друг от друга, каждая в своём одиночестве. Холодная сценография контрастирует с яркой эмоциональностью пуччиниевской музыки. Постановщики (режиссёр Вальтер Ле Моли, художник Тициано Санти, музыкальный руководитель Джанандреа Нозеда) напоминают зрителю, что опера про монастырь XVII века создавалась в годы Первой мировой войны, в момент исторического катаклизма, когда утрата самого дорогого – родных людей, смысла жизни – стала горькой современной реальностью.
Подделка завещания – деяние наказуемое, но как быть, если вожделенное добро вот-вот уплывёт из рук? А рук много: прямого наследника усопший не оставил. В борьбе за его имущество аристократическая семья превращается в шайку мошенников; подделывается не только завещание, но и сам завещатель! Однако обманщик тоже может оказаться в дураках – если опытный пройдоха ловко переиграет жульническую партию в свою пользу.
Сюжет одноактной оперы Джакомо Пуччини «Джанни Скикки» кажется каким-то макабрическим гротеском, но в жизни бывает и такое, по крайней мере со слов Джеммы Донати, представительницы почтенной флорентийской семьи, жены Данте Алигьери. Некий вполне реальный Джанни Скикки однажды обвёл вокруг пальца родственника Джеммы таким же способом, как его оперный тёзка. Данте отправил обидчика аж в восьмой – предпоследний! – круг ада. Там фальсификатора и обнаружил драматург-либреттист Джоваккино Форцано. Из негодяя он сделал обаятельного плута, gente nuovo («нового человека»), гражданина будущего, противопоставив крепкие крестьянские корни Джанни Скикки родовитости клана Буозо, артистизм, свободомыслие и смекалку – алчности, чванству и лицемерию. В своей работе Форцано опирался не только на строки из тридцатой песни «Ада», но и на подробные комментарии к «Божественной комедии», в изобилии издававшиеся в Италии на рубеже XIX–XX веков. Либретто получилось превосходным: компактным, динамичным, драматургически выверенным и вдобавок с ярким итальянским колоритом, отсылающим не только к Данте, но и к Боккаччо, и к традиции народного театра дель арте.
В творчестве Пуччини «Джанни Скикки» стоит особняком: это единственная комическая опера в наследии маэстро и одна из лучших опер-буффа ХХ века. По законам жанра действие развивается в ансамблях; по сути, вся эта часовая опера – большой, сложный, виртуозный ансамбль. Читая список действующих лиц в программке, поначалу даже трудно понять, кто кому кем приходится, но как только герои появляются на сцене (а на старт гонки за сокровищами все выходят одновременно), благодаря музыке Пуччини всё очень быстро проясняется. В нескольких штрихах композитор успевает выписать индивидуальные черты каждого. Музыкальная ткань пронизана лейттемами, ёмкими остинатными мотивами, собирающими воедино калейдоскоп лиц и ситуаций. Один из самых остроумных и значимых – открывающий оперу лейтмотив «скорби» с утрированными секундовыми всхлипами-вздохами, изображающими причитания «безутешных» родственников.
Во всей этой чёрной комедии есть и светлая сторона – один из Буозо всё-таки понимает, что не в деньгах счастье, а в любви. Если для сатиры Пуччини использует заострённый диссонансами модернистский музыкальный язык начала ХХ века, то лирические страницы оперы полны мелодических красот столь упоительных, что невольно закрадывается мысль: а не затаилась ли и здесь мягкая, ироничная улыбка немолодого уже мастера? Скажем, в знаменитой арии юной Лауретты Скикки, которая – ах! – бросится в реку, если отец не поможет ей воссоединиться с возлюбленным.
В Мариинском театре «Джанни Скикки» идёт в один вечер с «Сестрой Анжеликой»; итальянская бригада постановщиков привела части «Триптиха» к единому художественному знаменателю. На сцене темно, все Буозо одеты в чёрное: сразу видно, одного поля ягоды. Против чёрных «играют» красные, семейство Скикки. В конце концов всю воронью стаю прогонят, и тогда распахнётся огромное окно. Оно предусмотрено авторской ремаркой: юноша и девушка любуются Флоренцией и грезят о земном рае. Публика премьерных спектаклей 1918 года понимала их как никто: только что закончилась Первая мировая война, появилась надежда, что всё самое страшное позади. Футурологический прогноз современных постановщиков, увы, гораздо осторожнее.
- Нажмите кнопку «Купить»
- Выберите билеты и нажмите на кнопку «Купить»
- Заполните все поля и нажмите кнопку «Оплатить»
- Оплатите заказ онлайн картой любого банка
- Проверьте почту — вам придут билеты и информационное письмо. Если письма нет во «Входящих» – проверьте папку «Спам», оно могло попасть туда по ошибке.
Хотите быть в курсе выгодных предложений? Подписывайтесь на рассылку! Раз в неделю будем присылать вам лучшие акции.
Ваши любимые скидки теперь и в телефоне.
Отзывы