Как нащупали «Авторский стиль»
В самом сердце Петербурга, в альма-матер местного кинопроизводства на Петроградской стороне работает выставка об искусстве, да такая, что раньше не было. В 12 залах на площади 400 кв.м. расположилось настоящее исследование авторского видения, а точнее авторского стиля.
Здесь свои секреты раскрывают люди, чьё творчество и жизнь неразрывно связаны с Северной столицей. Каждая из локаций — новый мир, будь то вселенная музыки, танца, поэзии, живописи или науки. Блуждания по «Авторскому стилю» — это попытка увидеть, то чего раньше не замечал. Декорации и фигуры деятелей меняются, а вместе с ними крутится маховик судеб.
В программе посещения: бар «Бродячая собака» на Михайловской площади со светилами поэзии Серебряного века, балетный класс Агриппины Вагановой, животные миры Виталия Бианки и сказочная атмосфера кинофильма «Золушка». Экспозицию дополняет динамичный аудиоспектакль, который озвучили актриса Карина Разумовская и музыкант Билли Новик.
Фото: АНО «Невский баталист»
Созданием экспозиции занималась творческая команда «Невский баталист», известная петербуржцам по трёхмерной военной панораме «Пропавшие в кинохронике». К слову, выставка, посвящённая работе фотографов и операторов во времена Великой Отечественной, находится в том же пятом павильоне «Ленфильма», по соседству с «Авторским стилем». Самые выгодные билеты на обе экспозиции можно купить на «Горбилете».
Над созданием «Авторского стиля» трудились 50 специалистов: художники, скульпторы, бутафоры, реквизиторы, костюмеры, историки и филологи, а всё для того, чтобы добиться портретного сходства с реальными людьми.
Осмотр всех уголков экспозиции займёт порядка 45 минут. В каждом зале спрятан небольшой ящичек, напоминающий увеличенный коробок спичек. Не стесняйтесь прислонить к нему аудиогид — узнаете больше о том, кто перед вами, как сложилась его судьба и почему именно этот человек выбран для экспозиции.
Фото: АНО «Невский баталист»
«Горбилет» приглашает разобраться в особом коде российской культуры, что соткана из разных индивидуальных авторских стилей. Включаем play на аудиогиде и с головой погружаемся в искусство Петербурга.
От Шварца до Шапиро: история культовых творцов XX века
Двери распахиваются и вот мы в парадной «писательского недоскрёба» — дома на канале Грибоедова, где в разные времена жили Всеволод Рождественский, Вениамин Каверин, Михаил Зощенко и Евгений Шварц. Последний встречает нас, сидя на подоконнике. За его спиной большая подсказка — расписной витраж с изображением «Золушки».
Широкая публика знает Шварца как выдающегося сказочника. По его сценариями снимали фильмы, из под его пера вышло более двадцати пьес для драматических и кукольных театров, среди которых «Голый король» (1934), «Красная шапочка» (1937), «Снежная королева» (1938). Мало того, Шварц переосмыслил множество волшебных сюжетов, например, «Золушку» и ту же «Снежную королеву».
При взгляде на вдохновлённого автора, сочиняющего прямо на подоконнике, задумываешься, а от чего он не идёт к себе домой? «Писатель жил в самой маленькой квартире этого дома, её площадь составляла всего 23 кв. м., а в соседях был Зощенко. Говорят, они часто ходили друг к другу в гости. А встречаясь в парадной, могли устроиться вот так, на подоконнике», — рассказывает координатор выставки «Авторский стиль» Маргарита Попова.
Фото: АНО «Невский баталист»
Очередное доказательство, что таланту не важны квадратные метры. А что сказать о Ленинграде? Связь с Петербургом у Шварца ненаследственная, он переехал сюда из Казани и влюбился в город на Неве. Своеобразным признанием стала «Телефонная книжка», что лежит недалеко от подоконника. Это новые мемуары, в которых он описывал знакомых из своего списка контактов, считая, что каждая история способна вписать человека в вечность.
Самый внимательный зритель обратит внимание и на другие книги, находящиеся в парадной. Здесь есть Блок, Маяковский и не только — каждая из них — подсказка к будущим залам.
Фото: АНО «Невский баталист»
В следующем пространстве нужно быть особенно аккуратными — мы застали за работой иллюстратора Ивана Билибина. И сами того не замечая, вышли на середину сцены, где вот-вот начнётся спектакль. С декораций балетов и опер на нас глядят Алёнушка с Иваном Царевичем, а вдали то самое тридевятое царство.
Помимо волшебного мира русских народных сказок, мы обязаны Билибину и за изображение двуглавого орла, которого до 2015 года чеканили на отечественных монетах. Кроме того, он был истинным патриотом Ленинграда, а потому во время Блокады отказался от эвакуации, проявив храбрость, подобно героям сказок, которых рисовал.
Фото: АНО «Невский баталист»
Следуя за традициями нашего фольклора, из трёх дорог выбираем ту, что ведёт прямо. Неожиданно мир графики сказочных миров сменяется репетиционным залом, что больше напоминает шкатулку-шарманку. На крутящемся пьедестале «бессмертный лебедь русского балета» — Анна Павлова. Её движения были настолько воздушны, что казалось, будто человек так не умеет. Ходит легенда, что перед смертью всемирно известная балерина просила принести ей костюм, в котором она исполняла свою легендарную партию Лебедя.
За каждым её поворотом следит не менее легендарная Агриппина Ваганова. Она создала теорию русского классического балета и стала наставником для Галины Улановой, Аллы Осипенко, Натальи Дудинской и ещё не одного десятка балерин. Строгий нрав гениального преподавателя подчеркнули классическим, но вместе с тем утончённым образом. Сегодня в честь неё названа петербургская Академия русского балета.


Фото: АНО «Невский баталист»
От классики балетного искусства уносимся в подводный мир. В небольшом зале, напоминающим камерный отсек субмарины, в кресле-качалке отдыхает советский писатель-фантаст Александр Беляев. Он в мире двух своих magnum opus. Вместе с головой профессора Доуэля наблюдает за плаванием Ихтиандра — смуглого, темноволосого молодого человека, способного дышать и перемещаться под водой. Эти миры были для писателя намного ярче и насыщеннее, чем реальность.
«Он мечтал о полётах в космос, смело делал необычные предсказания. Только вот “Голова профессора Доуэля” отчасти была биографическим произведением. Как голова из произведения существовала без тела, также жил и Беляев. Он был парализован несколько лет из-за травмы позвоночника, а затем была болезнь, которая привела к туберкулёзу. Поэтому даже здесь его изобразили в специальном корсете», — отмечает координатор выставки.
Фото: АНО «Невский баталист»
От фантазийного переходим к более реальному и аристократическому. В просторной комнате ждёт самая известная пара поэтов-акмеистов — Николай Гумилёв и Анна Ахматова. Люди с безгранично сложной судьбой в особом представлении не нуждаются, но через призму «Авторского стиля» их мир видится тёплым и семейным, как, возможно, и было до репрессий, гонений и расстрелов.
Здесь квартира литературных гениев, больше похожа на личный кабинет, где личность Гумилёва-путешественника главенствует. Половина комнаты выполнена в стиле ярких эфиопских фресок, а прямо из стены на нас глядит жираф из стихотворения автора. Кроме того, здесь воссоздана аллюзия на поездку Николая Гумилёва в Абиссинию, где он встретился с будущим последним императором Эфиопии — Хайле Селассие.
«При создании данного эпизода мы советовались с художником, родом из Эфиопии. Он уже много лет живёт в России и преподает в Институте промышленных технологий и дизайна. Мнение эксперта помогло воссоздать живопись на стенах и костюм эфиопского правителя», — рассказывает Маргарита Попова.
Фото: АНО «Невский баталист»
Следующий зал тоже будет связан с древними цивилизациями. Главный герой инсталляции — Юрий Кнорозов, этнограф, лингвист, основатель советской школы майянистики. Он первым смог расшифровать письменность народов Майя. В своё время он дружил с историком Львом Гумилёвым (сыном Анны Ахматовой и Николая Гумилёва). Говорят, что при первой встрече поэтесса подарила будущему учёному берет — тот самый, в котором он запечатлён за рабочим столом.
Кнорозов называл себя «кабинетным учёным», считал, чтобы что-то сделать или исследовать вовсе необязательно «скакать по пирамидам», всё необходимое у него всегда было при себе. При довольно устрашающей внешности, внутри исследователь был мягким и добрым человеком, который обожал кошек. Одна из его любимиц — Ася (полное имя — Аспид), тоже оказалась на выставке и невольно отвлекает хозяина от работы.
Фото: АНО «Невский баталист»
В зале эпиграфиста всё в стиле Майя — вокруг копии надгробных плит, а с потолка глядит огромная нефритовая маска, которая, кажется, вот-вот проснётся. Верить такому взгляду на обстановку Кнорозова можно смело: создатели экспозиции советовались с его внучкой — Анной Масловой.
На экваторе путешествия по творческим мирам мы вновь погружаемся в мир сказок, только на этот раз про животных. Две фигуры, два торца, чьи имена прочно осели в истории отечественной литературы. По правой стороне, на кровати расположилась фигура Корнея Чуковского — поэта, писателя, переводчика. В его «квартире» из стены торчит крокодил, из под кровати виднеется чемоданчик Айболита, в углу притаился паук из телефонных проводов, а у стены стоит тот самый «Мойдодыр».
Фото: АНО «Невский баталист»
Его соседом по залу стал Виталий Бианки. Создатели разместили писателя прямо посреди цветущей поляны — эдакий переводчик с бессловесного языка животных на язык детства. Многие его произведения о лесе и его обитателях мы взахлёб читали в младшей школе. А ведь он был не только одарённым рассказчиком, но и легендой советского радиовещания. Об этом тоже напомнят на выставке.
Генетически-знакомый и по-особенному родной советский шик сменяет настоящий буддийский дацан. Такое пристанище могло быть только у Николая Рериха. Перед зрителем живописец, путешественник и философ предстаёт в образе монаха со шкатулкой, созданной его сыном Святославом. Вокруг мудреца символические флажки, молитвенные барабаны и, конечно, горы.
Испытать на себе определённый духовный порыв и даже некую связь с Рерихом можно, взглянув на потолок. Там поместили зеркало, позволяющее в первую очередь заглянуть внутрь себя — как художник когда-то искал истину в себе и вовне.
Фото: АНО «Невский баталист»
Яркий и в то же время медитативный зал сменяется готической серостью. В центре — фортепиано, а за ним в рыцарских латах восседает Дмитрий Шостакович. Композитор, чьё имя неразрывно связано с историей Петербурга. Знаменитая «Ленинградская симфония» стала гимном целого поколения людей, готовых бороться за жизнь.
Примечательно, что полупустой на первый взгляд зал оказывается напичкан отсылками. Во-первых, на голове композитора красуется пожарная каска, которая символизирует начало войны. Тогда Шостаковичу приходилось дежурить на крыше консерватории и тушить зажигательные бомбы. Во-вторых, довольно мрачные детали в виде черепа Йорика и общий вид зала — аллюзия на ленфильмовского «Гамлета» 1969 года, в котором использовали музыку Шостаковича.
Следующая точка — знаменитое кабаре «Подвал бродячей собаки», которое не нуждается в особом представлении. Здесь собиралась вся поэтическая элита «Серебряного века». В этот раз на «огонёк» заглянули символист Александр Блок, акмеист Осип Мандельштам, имажинист Сергей Есенин, и режиссёр Всеволод Мейерхольд, прославившийся театральной реформой и работавший в разное время с Владимиром Маяковским и Дмитрием Шостаковичем.
Фото: АНО «Невский баталист»
Но главные здесь не светила стихотворного искусства — всё внимание на сцену. В центре эпизода — красавица Ольга Глебова в образе «козлоногой». Она была актрисой, танцовщицей, скульптором и одной из первых манекенщиц. Глебова часто крутилась в кругах поэтов и дружила с Анной Ахматовой, которая посвятила девушке несколько стихотворений и упоминание в поэме «Без героя». Кроме того, она была супругой художника Сергея Судейкина, что сам расписывал любимое кабаре. Основываясь на документальных снимках, создатели инсталляции постарались воспроизвести оригинал росписи.
Выходя из кабаре, настораживаешься: кого-то здесь не хватает. И вдруг возникает тот, кто потерялся — Владимир Маяковский в компании с Велимиром Хлебниковым. Скандальные и новаторские футуристы, они сильно отличались от других поэтов начала XX века. Настолько, что даже на выставке оказались с ними в разных залах. И выглядит это решение правильно.
Фото: Юлия Буркова / Горбилет
Хлебников, прослывший реформатором языка, был необычной личностью, многогранной и глубокой. Он пытался предсказать будущее и был приверженцем теории о том, что время — это пятое измерение пространства. Конструкция в углу зала напоминает об этом. А разбросанные доски — отсылка к его произведениям, которые заслужили славу широко шагая по земному шару.
Точно также, как и Маяковский, который уверенно движется по Земле. Здесь он не только поэт, но ещё актёр и художник. Вместе с авангардистом Александром Родченко они образовали своё агентство, где на заказ создавали рекламные плакаты. В творческом тандеме каждый занимался своим делом: Родченко — нетривиальным дизайном, Маяковский — хлёсткими и порой комичными лозунгами.
Фото: Юлия Буркова / Горбилет
Подбираясь к завершению выставки, в голове крутится лишь одна мысль: «связаны!» И внутреннее чутьё не подводит. Перед глазами вырастает съёмочная площадка «Ленфильма». Тут Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро снимают «Золушку». А чуть поодаль уже знакомый нам Евгений Шварц со своим сценарием и второй Евгений, тоже Шапиро — легендарный фронтовой оператор, о котором рассказывают на соседней военной выставке.
Пока на часах не стукнуло 12 и прогулка по заключительному залу не завершилась, успеваем поймать сказочные мгновения. Первое, на что обращаешь внимание — резная карета. Покататься на такой в детстве мечтала каждая девочка. Рядом огромная лестница с парадными красными коврами, по которой спускается та самая Золушка — Янина Жеймо. Каждый из элементов зала работает на ностальгию, здесь же приходит ощущение целостности и законченности.
Фото: АНО «Невский баталист»
Калейдоскоп «авторских стилей» наконец-то остановился и все части собрались в единое целое — русскую культуру. Такую яркую, незабвенную и порой совершенно противоречивую, но вместе с тем безгранично любимую и особенную.
Режим работы выставки «Авторский стиль»
Экспозиция, объединяющая разные культурные вехи расположена в пятом павильоне киностудии «Ленфильм» по соседству с выставкой «Пропавшие в кинохронике» по адресу: Каменноостровский проспект, 10. Прогуляться по историческим аллеями можно ежедневно с 12:00 до 18:45. Продолжительность экскурсии: 1 час.
Самые выгодные билеты со скидкой 20% можно купить на «Горбилете» за 480 ₽ вместо 600 ₽. В стоимость включён аудиогид.
Рекомендованный возраст посещения: 6+. Обратите внимание, что дети до 14 лет могут посетить выставочное пространство только в сопровождении взрослых. Входные билеты для детей и льготных категорий можно оформить только в кассе экспозиции в день посещения.
Интересное по теме:
И время застыло: обзор на выставку «Пропавшие в кинохронике»
Путешествие в мир кино — киностудия «Ленфильм»
Человек всех чудеснее: в Эрмитаже открывается выставка «Искусство портрета. Личность и эпоха»
Торжество порхающих дев: выставка «Пьер и Сильфиды» в Театральном музее
Чтобы быть в курсе новогодних новостей, подписывайтесь на нашу еженедельную новостную рассылку внизу страницы.
