Михаил Фокин родился 23 апреля 1880 года в Петербурге. По окончании Санкт-Петербургского театрального училища поступил в Мариинский театр, в котором позже стал балетмейстером.
Фокин обрёл славу реформатора балета: в хореографии опирался на новейшие открытия театра и искусства, старался передать через танец мироощущение человека начала ХХ века, превратил формальные выражения чувств между партнёрами в реалистичные. Фокин не отказывался от языка балета, но при этом выступал против академизма и разнообразных «фокусов», которых требовали от танцовщиков на сцене. Как пишет Линн Гарафола в монографии про Русский балет: «Он сражался во имя красоты, веря, что танец — не демонстрация превосходного исполнения, а искусство поэтических образов».
Михаил Фокин в роли Арлекина в балете «Карнавал», Фокин в балете «Шахерезада» / belcanto.ru, syg.ma
Всего Фокин сочинил около 70 балетов, в том числе знаменитую миниатюру «Умирающий лебедь» для Анны Павловой.
«Шопениана», 1907
Балет на фортепианные произведения Фредерика Шопена в оркестровке Александра Глазунова впервые показали на благотворительном вечере в Мариинском театре. Музыки набралось на один акт, но Фокину было достаточно. Он считал, что век трёх-четырёхактных спектаклей прошёл, и оказался прав. После премьеры «Шопенианы» стало ясно — нашлась достойная смена Мариусу Петипа, который руководил петербургской сценой более пятидесяти лет.
Во время работы над балетом Фокин ориентировался на 1830-е, времена Марии Тальони. Он изучил гравюры тех лет и заказал похожие костюмы: на всех танцовщицах были белые лифы с рукавами-фонариками, пышные длинные юбки и веночки из роз.
Фокин попросил балерин двигаться в «Шопениане» легко и как бы приглушённо, чтобы произвести на публику впечатление, подобное тому, которое охватывало зрителей Тальони. При этом танец в его балете оставался один на один с музыкой, героев фактически не было — только «Юноша» и «Сильфиды». И этого оказалось достаточно, чтобы публика увидела в солистах «Шопенианы» — Анне Павловой, Тамаре Карсавиной, Вацлаве Нижинском — новых лидеров балета.
«Павильон Армиды», 1907
Сценарий и оформление балета придумал художник, историк искусства Александр Бенуа. Его вдохновила новелла Теофиля Готье «Омфала». Фокин впервые представил «Павильон Армиды» на Мариинской сцене в 1907 году, а в 1909-м балет вошёл в репертуар Русских сезонов и стал одним из феноменов дягилевской труппы.
А. Бенуа. Эскиз гобелена первой картины балета «Павильон Армиды». 1907 год / из собрания Государственной Третьяковской галереи
По сюжету в полночь оживает изображённая на огромном гобелене красавица Армида. Её партию должна была танцевать Матильда Кшесинская, но она отказалась от роли за две недели до премьеры. Анна Павлова заменила её и показала подлинное воплощение непостижимой красоты. Бенуа вспоминал: «Балет шёл под сплошные аплодисменты, многие номера были бисированы, а в конце театр просто вопил».
«Половецкие пляски», 1909
Изначально «Пляски» были балетным фрагментом из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина. Премьера состоялась в 1890 году в хореографии Льва Иванова, помощника Мариуса Петипа. Фокин же обратился к музыке Бородина, когда искал новые сюжеты для репертуара Русских сезонов. В своей постановке он намеренно отказался от решений Иванова и воплотил в танце собственные фантазии на древнерусскую тему.
Половчанка, фото А. Берта. Половчанин, фото П. Шумова. 1909 год / из собрания Государственной Третьяковской галереи
«Свирепые на вид, с перепачканными копотью и грязью лицами, их сборище больше напоминало логовище диких зверей, чем человеческий стан… Пленительно-прекрасный, полный истомы волнообразный танец девушек, сметает бешеная вихревая пляска половцев, которые мчатся, взвиваясь в воздух. Занавес опускался в момент полного разгула и безумия пляски», — рассказывала о премьерном показе историк балета Вера Красовская.
Так Фокин ввёл в антрепризу Дягилева «азиатскую тему» и заставил публику влюбиться в «русских варваров».
«Жар-птица», 1910
Михаил Фокин первым из дягилевской труппы обратился к сюжету русских сказок. Либретто спектакля на музыку Игоря Стравинского создали участники «Мира искусства». В основу лёг конфликт светлых и тёмных сил. Иван-царевич с Жар-птицей противостоят Кощею и его «армии» боли-бошек и других инфернальных существ.
Ощущение прекрасного «края грёз» в «Жар-птице» обеспечивали декорации Александра Головина и костюм главной героини, созданный Леоном Бакстом для Тамары Карсавиной. Её партнёром на премьере был сам Михаил Фокин. Как пишет Линн Графол, сцена выхода Карсавиной в «Жар-птице» яснее всего отражает борьбу «между утверждением личностью её индивидуального права быть и отрицанием этого права обществом», которой пронизано всё творчество Фокина.
«Петрушка», 1911
Первым импульсом к балету была музыка Игоря Стравинского. Композитор сочинял её и представлял перед собой «игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи». Стравинский сыграл произведение Дягилеву, он остался в восторге, и тогда закипела работа над постановкой.
Над «Петрушкой» Фокин работал вместе с Александром Бенуа, который создал эскизы декораций в эстетике балаганного кукольного театра. Балетмейстер же стремился передать в спектакле богатство реалистичных деталей и сделать участие постановщика максимально незаметным: «Я хотел, чтобы все танцующие на масленичном гулянье танцевали весело, свободно, как будто никто им танцев не сочинял и не ставил, как будто они сами от избытка чувств и веселья пускаются в пляс, кому как Бог на душу положит. Словом, чтобы ничего и не намекало на существование балетмейстера». Думается, в этом и состояла суть «эстетики освобождения» Фокина.