До революции 1917 года
Татарская сценическая музыка формируется к началу ХХ века. В её основу легли фольклорные напевы и сюжеты, заимствования из культуры соседних народов. Мусульманское духовенство может протестовать, но это не мешает новой музыке захватывать концертные залы, ярмарки и кабаки. Доминирующем движением конца XIX—начала ХХ века в Татарстане стал джадидизм — «обновленчество». Его сторонники ориентировались на европейские идеи, хотели получить конституционный строй и сделать религиозные взгляды либеральнее.
А что касается музыки, то чуть раньше в традиции закрепился главный татарский инструмент — гармонь.
«Иске кара урман» / «Дремучий лес»
Народная песня, где тёмный лес — символ трудных испытаний. Основной посыл в том, что нельзя идти через него в одиночку — друзья, любимые и близкие люди помогут вынести что угодно.
В сборниках композиция появилась в 1913 году. Говорят, её привезли из Оренбурга в Казань. А тут её полюбили благодаря сценическому исполнению. Сейчас «Иске кара урман» обязательно поют на вокальных конкурсах.
В период индустриализации и коллективизации
Индустриализация в Татарстане началась в 1927 году, продолжалась до 1937. За этот период восстановили более 100 промышленных предприятий и создали машиностроительную, нефтехимическую, энергетическую и лёгкую отрасли промышленности. Коллективизация в ТАССР была жёсткой, как и во всём Союзе. Крестьяне не хотели объединяться в колхозы. Но их никто не спрашивал.
В музыке всё было гораздо радужнее. В 1937 году открылась Татарская филармония, где был кабинет фольклора, хоровая капелла, оркестр народных инструментов и эстрадно-концертный отдел. В течение нескольких десятилетий там нашли друг друга главные исполнители республики. Тогда же в Татарстане стали более подробно изучать песенный фольклор.
«Сагыну» / «Тоска»
Музыку на стихотворение Мусы Джалиля написал Загид Хабибуллин. Считается, он посвятил её своей первой жене, балерине Марьям Карамышевой. А исполняла её в 1930-е—1940-е оперная солистка, обладательница мягкого меццо-сопрано Мунира Булатова.
В период Великой Отечественной войны
Особенность Татарской музыки конца 1930-х—начала 1940-х в том, что значительную часть записей этого времени составляют народные песни. Их, например, исполняет один из ярчайших певцов республики Рашид Вагапов. Но ещё появляется множество бойких композиций для пролетариев и оды руководству страны. Например, Иосифу Сталину.
В годы войны ТАССР стала тылом для Красной армии и не только. Кроме промышленных предприятий в Казань переехала московская культурная элита. Кстати, в августе 1941 года в Москве должна была пройти декада татарской литературы и искусства. Там хотели показать первый балет республики — «Шурале» Фарида Яруллина на либретто Леонида Якобсона. Война перечеркнула эти планы. Яруллин погиб в 1943, а премьера «Шурале» состоялась только в 1945.
«Фазыл чишмәсе» / «Родник Фазыл»
Песню назвали по источнику, который тёк в селе Яңа Ил Тюлячинского района. Её там напевал гармонист Зиннатулла. Музыку услышала баянистка радиокомитета Рукия Ибрагимова, мелодия ей очень полюбилась. В 1947 году слова на неё написал поэт Сибгат Хаким, участник Великой Отечественной войны. Он рассказывал, что создание стихов шло туго. Сначала он написал два куплета, но слушатели пожелали, чтобы песня была длиннее. В итоговом варианте их пять. Кстати, в селе Кулле-Кими, где родился поэт, теперь тоже есть родник Фазыл чишмәсе.
Во время «Застоя»
В 1967 году рядом с новым зданием консерватории построили Большой зал, где начали проводить крупные гастрольные концерты и фестивали. В конце 1960-х и начале 1970-х возникают первые татарские рок-группы и вокально-инструментальные ансамбли. Если рок был ещё в зачаточном состоянии, то ансамбли работали успешно. В то время активно выступали «Орфей», «Идель» «Казан утлары» и первый состав «Сайяр».
«Туган җирем — Татарстан» / «Родина моя — Татарстан»
Популярная песня татарской эстрады. У многих она ассоциируется с детством. Ведь одна из её музыкальных фраз стала позывным казанского радио. Известно, что композитор Александр Ключарёв сам подыгрывал на первых записях. А слова для хита написала поэтесса и драматург Гульшат Зайнашева. Она сама работала редактором музыкальных передач на радио.
В «Перестройку»
В 1980-е в татарскую музыку активно внедряется синти-поп — всё чаще в песнях звучат электронные инструменты. Но и про традиции не забывают. В этот же период родилась первая татарская рок-сюита — «Магди». Композитор Масгуда Шамсутдинова написала её на основе сюжета из Корана. Обращение к священному тексту тоже типично для татарской музыкальной традиции.
«Су буенда учак яна» / «У воды горит костёр»
Зухра Шарифуллина — одна из легенд татарской сцены. А «Су буенда учак яна» — прекрасный пример синтезаторной эстрады восьмидесятых. Текст песни на музыку Зуфара Хайрутдинова обращён к тем, кто живёт в городе, но тоскует по деревенскому, природному, настоящему.
После распада СССР
В девяностые формируется характерный звук татарской эстрады — «минусовка» песен, в которой синтезатор сочетается с баяном. Тогда же возникают первые музыкальные лейблы. Например, «Барс-Медиа» жив и по сей день. В 1999 году впервые проводится эстрадный фестиваль «Татар җыры». Его программа из популярных песен была намешана довольно хаотично, но публике всё равно понравилось. Прежде такого масштаба никто не видел!
«Миләшләрем» / «Рябинки»
Автор слов к песне Муддарис Шакиров работает водителем, но пишет стихи. Эти строки он посвятил своей жене, которая писала брату письма из Ташкента. А братом её был не кто-нибудь, а певец Хайдар Бигичев. Ему стихи понравились, и он предложил показать их композитору Зуфару Хайрутдинову. Позднее песню исполняла Алсу Хисамиева
А если вам интересна татарская музыка и вы хотите узнать о ней больше, советуем проект «100 татарских песен ХХ века».