Величественный стиль стал ярким архитектурным символом в средневековой Европе, а вот в Петербурге найти чистую готику практически невозможно. Кроме того, из-за некоторых схожих элементов, например, «розе» в центре фасада, её легко перепутать с псевдороманским стилем.
Однако элементы готики встречаются, например, в модерне и эклектике. Она привносит в облик зданий Северной столицы монументальность и суровость камня, но в то же время лёгкость — благодаря остроконечным башням, роскошным щипцам и стрельчатым аркам.
Лютеранская кирха Святого Михаила
Неоготическая кирха на Васильевском острове, наверное, единственной пример здания, полностью выполненного в стиле псевдоготики. Это действующая церковь евангелическо-лютеранского вероисповедания, которую построили во второй половине XIX века силами немецкой лютеранской общины. Её доверили проектировать архитектору Карлу Бульмерингу. Внутреннее убранство было роскошным, как и фасад по проекту Рудольфа Бернгарда.
В советское время здание кирхи передали заводу, и конструкция внутренних помещений претерпела сильные изменения. В конце 2010 года после многолетней реставрации церковь вновь открыла двери для прихожан. Сегодня это одно из самых впечатляющих зданий на Васильевском острове.
Приход принадлежит Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии. В кирхе проводят экскурсии, концерты и органные вечера. Рядом разбит небольшой рынок, где можно выпить кофе, купить свежие фрукты, овощи и пироги.
Средний проспект, 18. Фото: Ольга Сафонова / Горбилет
Доходный дом А.А. Еремеевой
Как и кирха, находится на Васильевском острове. Несмотря на то, что готические мотивы угадываются в нём уже не так хорошо, и здание нуждается в реставрации, дом очень красив: красный кирпич, окна необычной формы, рельефные узоры, эркеры... Элементы неоготики встречаются в фасаде и крыше — она украшена шпилями. Массивное здание выделяется среди соседей, но в то же время удачно перекликается с ними.
Его в 1902—1905 годах построил для своей жены архитектор М. Ф. Еремеев по собственному проекту, но вскоре чета переехала в Швейцарию, владельцы сменились. В 1913—1914 годах там снимал квартиру художник-пейзажист Павел Брюллов, племянник Карла Брюллова, а чуть ранее в одном из помещений располагался кружок рабочих Балтийского завода, на собрании которого с речью выступал Владимир Ленин — сегодня об этом напоминает мемориальная табличка.
Большой проспект, 82. Фото: Ольга Сафонова / Горбилет
Особняк Н.В. Безобразовой
Бывшее здание Академии театрального искусства сочетает элементы модерна и французской готики, отделано мрамором, камнем и лепниной. Фасад украшает высокий щипец, а эркер — болкончики. Над входом изображён фамильный герб, а под одним из окон можно разглядеть инициалы владелицы — дочери графа В. А. Стенбок-Фермора, который купил участок в 1874 году, а затем построил этот дом.
Строительство началось в 1902 году по проекту А.И. Владовского, но из-за аварии его заканчивали Ю.Ю. Бенуа и инженер К.И. Стрегулин.
В здании поочерёдно находились канцелярия Совета министров и Главное управление государственного здравоохранения, Польский педагогический техникум, а с 1930–х годов Техникум сценического искусства. Затем — Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, а сегодня — современный РГИСИ, старейший театральный вуз страны. Поэтому улица у особняка редко пустует — обычно там можно встретить студентов.
Моховая, 34. Фото: Ольга Сафонова / Горбилет
Дом городских учреждений
Эклектичный дом с элементами модерна и готики сохранился практически в таком же виде, в котором был построен в 1904—1906 годах. Его название, а проще — Городской дом, говорит о цели постройки: там размещались самые разные общественные, производственные, торговые и жилые помещения и центр документов. Принадлежало здание городскому самоуправлению.
Благодаря угловому расположению, дом сильно выделяется и украшает одновременно Садовую улицу и Вознесенский проспект. Впечатляют его башни и декор: на стенах и карнизах можно разглядеть вампиров и сов, а также красивую лепнину. Кстати, его архитектором был Александр Львович Лишневский, он же строил Доходный дом Иоффа на Пяти углах.
Сегодня это жилое здание, но в нём так же находятся «Мои документы», «Агентство занятости населения» и другие социальные службы. Обязательно зайдите во внутенний двор и посмотрите наверх.
Садовая, 55-57. Фото: Ольга Сафонова / Горбилет
Дача Клейнмихель
Особняк на Каменном острове похож на сказочный замок. Несмотря на почтенный возраст, дом хорошо сохранился. Самой известной жительницей была графиня Клейнмихель, которая арендовала участок и здание в 1893 году. Мария Эдуардовна управляла великосветским салоном в Петербурге и работала в редакции журнала «Столица и усадьба». В своём новом жилище она устраивала шикарные балы.
Архитектурный облик особняка складывался постепенно. Над ним работали несколько архитекторов: К.Г. Прейс, И.А. Претро, К.К. Мейбом. Дом был построен в стиле модерн, а графиня добавила ему неоготические черты: при ней появились высокий шпиль, угловая башенка и лепные детали. На заводе «Сан-Галли» для него изготовили ворота с круглыми столбами и фонарями.
Набережная Крестовки, 10. Фото: Александр Беляков / Горбилет