Горбилет | 15 февраля 2024

Рождённый революцией: история БДТ имени Г. А. Товстоногова

Большой драматический театр начал свою работу 15 февраля 1919 года, представив зрителям трагедию Ф. Шиллера «Дон Карлос». У его истоков стояли Горький и Блок, а Товстоногову удалось превратить их наследие в по-настоящему великое дело. Вспоминаем яркие страницы из истории театра.
550
0.0
0
История БДТ имени Г. А. Товстоногова в Санкт-Петербурге
Фото: shutterstock.com

Осенью 1918 года комиссар по делам театра Мария Андреева подписала декрет о формировании Особой драматической труппы (будущего БДТ). Максим Горький тогда сказал, что зрителям нужно показывать «рыцарски самоотверженного, страстно влюбленного в свою идею... человека честного деяния, великого подвига». Председателем директории нового коллектива был назначен Александр Блок. Поэт разрабатывал стратегию развития театра и стремился привлечь новую аудиторию, состоящую в основном из рабочих и солдат. Художественный облик БДТ помогали формировать представители объединения «Мир искусства». Среди них — А. Н. Бенуа и М. В. Добужинский.

Первым спектаклем театра стал «Дон Карлос» по драме Фридриха Шиллера. Режиссёром выступил Андрей Лаврентьев. В постановке участвовали звезда дореволюционной Александринки Юрий Юрьев, певец оперетты Николай Монахов и популярный актёр немого кино Владимир Максимов. Спектакль длился пять часов и произвёл сильное впечатление на публику.


Фото: сцена из спектакля «Дон Карлос» / БДТ 

В 1920 году БДТ переехал в здание бывшего Малого театра на набережной Фонтанки, где и сейчас находятся его основная и малая сцены. Последующие двенадцать месяцев оказались непростыми: умер Блок, покинули Россию Андреева и Горький. Из театра также ушёл главный режиссёр Андрей Лаврентьев. Правда, уже в 1923 году он вернулся. За литературную часть тогда начал отвечать Адриан Пиотровский. Под его руководством на сцене театра стали ставить пьесы современных авторов.

С 1929 по 1935 год должность главного режиссёра БДТ занимал ученик Всеволода Мейерхольда — Константин Тверской. Он предпочитал актуальную драматургию, включая произведения Юрия Олеши и Алексея Файко, что отразилось на репертуаре учреждения. При нём театру было присвоено имя Максима Горького. К концу 1930-х  БДТ не мог похвастаться большой популярностью среди жителей города. Во многом на это повлияла частая смена руководства.

В начале Великой Отечественной войны труппа была эвакуирована в Киров. Однако вскоре после снятия блокады Ленинграда, 11 февраля 1943 года, актёры вернулись обратно. В послевоенный период в театре также часто менялись художественные руководители: с 1949 по 1955 год на этом посту побывали четыре режиссёра.

«Золотая эпоха» началась в 1956 году, когда главным режиссёром БДТ стал Георгий Товстоногов. Под его руководством из ленинградского аутсайдера театр превратился в один из ведущих в СССР. Он собрал великолепный актёрский состав, хотя и уволил почти тридцать человек. Теперь в афишах значились такие имена, как Иннокентий Смоктуновский, Олег Борисов, Татьяна Доронина, Ефим Копелян и не только. 


Фото: Георгий Товстоногов / БДТ 

Товстоногов поставил себе задачу вновь заполнить зал зрителями, поэтому он постепенно начал выстраивать новый репертуар. Ему помогала в этом педагог и режиссёр Роза Сирота. В первом сезоне Георгий Александрович выпустил сразу три премьеры: «Шестой этаж» А. Жери, «Безымянную звезду» М. Себастьяна и «Когда цветет акация» Н. Г. Винникова. Режиссёр победил: ленинградцы вновь стали ходить в БДТ. Тогда пришло время реализовывать долгосрочные планы.

31 декабря 1957 года состоялась премьера спектакля Товстоногова «Идиот», который впоследствии вошёл в «золотой фонд» российского театра. А потом были «Пять вечеров», «Варвары» и ещё множество постановок. «Я исповедую принцип "добровольной диктатуры", диктатуры, основанной не на власти, не на страхе, а на доверии и уважении… Нужно любить артиста – без этого нет режиссёра», – говорил Георгий Александрович.


Фото: shutterstock.com

После смерти Товстоногова в 1989 году, театр возглавил народный артист СССР Кирилл Лавров. Позже его сменил режиссёр Темур Чхеидзе. В 1992 году БДТ было присвоено имя Георгия Александровича Товстоногова.

Следующим ярким художественным руководителем БДТ стал Андрей Могучий, занявший этот пост в 2013 году. Будучи выходцем из ленинградского андерграунда и основателем Формального театра он вдохнул новую жизнь в репертуар, сохранив при этом связь с богатым прошлым. На счету режиссёра такие спектакли, как «Солдат и чёрт», «История солдата», «Алиса», «Что делать», «Пьяные», «Гроза», «Губернатор», «Материнское сердце», а также три истории по мотивам произведений Юрия Олеши «Три толстяка». В апреле 2023 года Министерство культуры РФ не стало продлевать контракт с Могучим. Но его творческое взаимодействие с театром продолжается до сих пор: в этом сезоне режиссёр представил «Холопов» по одноимённой пьесе Петра Гнедича.

Сейчас труппа БДТ объединяет актёров разных поколений, а в репертуаре можно найти постановки по классическим и современным произведениям. Спектакли театра последних лет не раз были отмечены престижными театральными премиями, такими как «Золотая маска» и «Золотой софит».

Похожие темы

Рекомендованные материалы

08 августа 2023

«Мы потеряли волчью шкуру!»: школьный театр в XVII веке

1658
0.0
0

Отзывы 0

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
18 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМестаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортЕдаТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+