История строительства Исаакиевского собора
Величественный собор назван в честь святого преподобного Исаакия Далматского, небесного покровителя Петра Великого, в день поминовения которого он родился. Нынешний памятник архитектуры — четвертый названный в честь святого и построенный на этой площади. Первой появилась здесь временная деревянная церковь, она была освящена в 1707 году. 12 февраля 1712 года в ней венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна.
Со временем церковь стала ветшать и было заложено новое каменное здание по проекту архитектора Г. И. Маттарнови. Собор по своему облику напоминал Петропавловский: удлиненный с колокольней, увенчанной шпилем и курантами. Из-за осадок грунта в стенах и сводах начали появляться трещины, и в 1763 году здание разобрали.
Уже во времена правления Екатерины II, которая чтила память Петра Великого, было решено возвести новый Исаакиевский собор. Проект доверили архитектору А. Ринальди. Он задумал здание в стиле барокко с пятью главами и трехъярусной колокольней. Строительство шло 34 года, Ринальди не закончив свой проект покинул Россию, и его приемником стал архитектор Винченцо Бренна.
Shutterstoсk
Новый собор не соответствовал парадному облику центра столицы, поэтому вновь стали думать о перестройке. Александр I хотел придерживаться замыслов Ринальди, однако многие архитекторы предлагали снести старую постройку. В итоге строительство доверили молодому французскому архитектору О. Монферрану. Это было удивлением, ведь большого опыта у Огюста в строительстве не было. Как сохранила летопись, он зацепил императора не своими постройками, а рисунками. Он подготовил 24 варианта собора в разных стилях: романском, готическом, византийском. На страницах его работ эпоха Возрождения сменялась греческой и римской архитектурой. Талант и разнообразие творческих идей взяли верх.
Итак, сквозь смену великих правителей, архитектурных стилей и преград в Санкт-Петербурге началось грандиозное строительство Исаакиевского в том виде, в котором он знаком нам сейчас. На это ушло сорок лет. 30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II и членов императорской семьи состоялась торжественная церемония освящения храма.
Shutterstoсk
Грандиозные архитектурные и инженерные решения в строительстве Исаакиевского собора
Сложность инженерных задач в постройке Исаакиевского сложно недооценить. Это были действительно важные достижения в строительстве на те времена.
Одной из сложных задач было заложение фундамента. Колоссальные размеры собора не вязались с болотистой почвой Петербурга. Тогда строители сделали то, что раньше никогда не делали: сплошной фундамент, платформу, которая равномерно передаст на грунт нагрузку всего здания. Была разработана конструкция под всю площадь собора в виде сплошной плиты на свайном основании. Другой задачей была её установка: был вырыт глубокий котлован и установлено свыше десяти тысяч сосновых свай. Всего на устройство фундамента потребовалось более пяти лет.
Shutterstoсk
48 гранитных колонн
Гранитные заготовки для будущих колонн добывали из скал в Финляндии посредством порохового взрыва. Далее их грузили на баржи и на пароходах доставляли по Финскому заливу в Петербург.
Далее для тонкой обработки колонн выбрали сотню лучших из лучших мастеров, которые умели делать вазы и пьедесталы. Также большое внимание Огюст Монферран уделял построению точной формы стержня колонны. Он хотел, чтобы, как и в античных архитектурных сооружениях диаметр колонны менялся по её высоте.
Одна колонна будущего собора весила 114 т. Для установки специально возвели строительные леса со сложной системой блоков и 16 поворотными кабестанами (лебёдками). 128 рабочих с помощью такой конструкции поднимали и устанавливали колонну по некоторым данным за 40–45 минут. За подъёмом первой из них наблюдал сам император Николай I с семьей и иностранными гостями. Это было действительно впечатляющее зрелище в то время, о котором говорилось как о крупнейшем достижении строительной техники.
Монферран писал:
«Когда колонна была установлена, и всякая мысль об опасности отпала, бурные крики «Ура!!!» неслись со всех сторон, энтузиазм достиг предела и довел многих, имевших доступ на площадь до такого состояния, что они бросились подбирать остатки от раздавленных роликов и уносили их на память».
После установки первых четырех колонн начали возводить стены собора. Следующие девятнадцать лет здание медленно, но с точностью всех движений поднималось.
Shutterstoсk
Купол Исаакиевского собора и внутренняя отделка
До утверждения плана купола Исаакиевского собора Монферран тщательно изучал конструкции куполов знаменитых соборов – Флорентийского, собора св. Петра в Риме, Пантеона в Париже, Казанского в Петербурге. Зодчему помогали инженеры и математики. В итоге архитектор предложил собственную конструкцию из металлических конструкций. Это вызвало немало споров, потому что раньше металл для перекрытия здания огромной площади не использовали.
Строительные работы Исаакиевского собора были завершены в 1841 году. Далее по 1858 год производилась внутренняя отделка, в которой использовалось более двадцати видов камня, среди которых малахит, мрамор, лазурит и порфир. Петр Клодт, Иван Витали, Филипп Лемер изготовили золоченые и медные скульптуры. А в росписи Исаакиевского принимали участие такие выдающиеся художники, как Карл Брюллов, Фёдор Бруни, Василий Шебуев и другие.
Иконостас собора, декорированный мозаикой, возвели в виде триумфальной арки и украсили монолитными малахитовыми колоннами. В окне главного алтаря установили витраж с изображением «Воскресения Христа».
Shutterstoсk
Главное детище Монферрана
В мае произошло освещение и открытие собора, а в июне того же года зодчий Исаакиевского скончался. Ещё за 30 лет до своей смерти он просил быть похороненным в соборе, который он строит, однако император такого согласия не дал. Панихида состоялась в Исаакиевском соборе, а отпевание прошло в католической церкви св. Екатерины. Вдова Монферрана Элиза Виргиния похоронила мужа в Париже.
Александр Дюма писал в своём некрологе:
«Гильберти, которому поручили ваяние дверей Баптистерия во Флоренции, склонился над ними в двадцатилетнем возрасте молодым темноволосым человеком, разогнулся только 60-летним стариком. Монферран провёл то же время над своим произведением, 40 лет, почти полвека. В течение этих сорока лет Монферран не только создал двери такого баптистерия, он построил целую церковь, воздвигнул, заставил подняться из земли, заставил возвыситься к небу. Он не только ваял бронзу, он иссекал гранит, он плавил золото, он вправлял драгоценные камни…»
Среди других известных сооружений Монферрана в Петербурге — Александровская колонна, Памятник Николаю I.
Shutterstoсk
Музей-памятник Исаакиевский собор
С 1931 года собор является музеем. Можно осмотреть внутреннее убранство с экскурсией или самостоятельно. Также можно подняться на колоннаду Исаакиевского собора, для этого нужно купить отдельный билет. Во время белых ночей любоваться городом с колоннады можно до 4 часов утра.
Также в соборе ежедневно проходят богослужения. Утренняя служба начинается в 8:00, вечерняя в 16:45.
В Исаакиевском соборе дают и концерты, можно послушать классическую музыку.
На сайте Горбилет можно купить обзорную экскурсию с входными билетами на колоннаду Исаакиевского собора со скидкой. Вы узнаете больше о городе на Неве и в завершении получите потрясающий вид на город с высоты 43 метра.
Shutterstoсk
Как добраться до Исаакиевского собора
Собор находится на Исаакиевской пл., 4. Ближайшая станция метро «Адмиралтейская». Наземный транспорт, который ходит до собора: автобусы №3, 22, 27, 100, троллейбусы №5, 22.