Как появилась опера?
Впервые создать оперу попытался участник Флорентийской камераты — Винченцо Галилей. На рубеже XVI-XVII века он наложил на музыку отрывок «Божественной комедии» Данте. Далее буквально каждое столетие опера подвергалась всевозможным изменениям. Подробнее о её истории читайте в нашем материале.
С каких произведений начать?
Единого для всех стран оперного хит-парада не существует. Обычно всё зависит от местных предпочтений, например, какие-то произведения часто исполняются в России, при этом за границей их можно встретить редко.
Если всё же попытаться сделать топ, то он будет состоять из опер: «Кармен» Жоржа Бизе, «Травиаты» и «Риголетто» Джузеппе Верди, «Свадьбы Фигаро» и «Дон Жуана» Вольфганга Амадея Моцарта, «Богемы» Джакомо Пуччини, «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера. Среди произведений русских композиторов музыкальный мир покорили: «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, «Князь Игорь» Александра Бородина, «Жизнь за царя» Михаила Глинки, «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова.
Из чего складывается опера?
Ядром оперной постановки служит либретто. Чаще всего оно пишется в стихотворной форме, а за основу текста берутся литературные произведения. В некоторых случаях либретто может представлять собой полностью оригинальное сочинение.
Сама опера обычно состоит из актов (действий), которые внутри делятся на вокальные, инструментальные и танцевальные номера. Иногда перед актами есть пролог, а в самом конце постановки — эпилог. У вокальных частей тоже есть свои виды: монолог героя можно услышать в ариях, а уже несколько персонажей участвуют в ансамблях и хорах . Роль связующего элемента между номерами выполняют речитативы. Они в свободной форме воспроизводят речь или декламацию.
Почему в опере трудно разобрать слова?
Оперный артист поёт без микрофона на многотысячный зал, концентрируясь в первую очередь на чистоте вокала. К сожалению, иногда приходится жертвовать внятностью произношения слов. Чаще всего такое происходит, когда певец берёт высокие ноты: ведь ему приходится перекрывать голосом звучание аккомпанирующего оркестра.
Как же тогда понять, о чём поётся на сцене? Перед прослушиванием оперы прочитайте её сюжет, чтобы заранее знать, как будут действовать герои, а уже в театре сконцентрируетесь на многообразии вокальных переливов. Кроме того, оперы часто сопровождаются синхронными титрами на нескольких языках, в том числе русском.
Фото: опера «Пиковая дама» / Театр «Зазеркалье»
Что в опере важнее?
Оперу не зря называют музыкально-драматическим жанром. В ней одинаковое значение имеют и вокал, и симфоническое сопровождние, и сценическое действие. Без этого магического сочетания ни один зритель не сможет почувствовать переживания героев во всех тончайших оттенках.
Где слушать оперу?
Петербургские зрители могут насладиться оперным исполнением в Мариинском и Михайловских театрах, Театре «Санктъ-Петербургъ Опера», Театре «Зазеркалье». Ежегодно знакомит публику с классикой фестиваль «Опера — всем». На фоне исторических достопримечательностей звучат сочинения Пуччини, Римского-Корсакова, Моцарта, Вагнера и не только.
В Москве обратить внимане стоит на Большой театр, Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Геликон-оперу», Театр «Новая опера» им. Е.В. Колобова. Здесь также проходит фестиваль вокальной музыки «Опера Априори».
Среди крупнейших мировых площадок своей атмосферой завораживают Опера Гарнье в Париже, Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Театр «Ла Скала» в Милане, Сиднейский оперный театр, Театр «Ковент-Гарден» в Лондоне, Венская государственная опера.
О том, как подготовиться к первому походу на спектакль, можно узнать в нашем театральном гиде.
Брать ли в оперу детей?
Вряд ли ребёнок выдержит четыре часа «Бориса Годунова», поэтому лучше отдать предпочтение коротким операм, основанным на известных сказочных историях. Например, в Мариинском театре юные зрители смогут отправиться навстречу приключения вместе с Маленьким Принцем, Кинтаро, Котом Мурычем, Мойдодыром и не только.
Что можно посмотреть и почитать, чтобы лучше разбираться в опере?
Плавное погружение в музыкально-драматический мир обеспечит готический роман «Призрак Оперы» Гастона Леру. Произведение повествует о жизни хористки Кристины Даэ. В стенах Парижской оперы героиня знакомится с таинственным и зловещим Призраком. В 2004 году на экраны вышла одноимённая экранизация произведения с Джерардом Батлером и Эмми Россам.
Оперное искусство можно изучать, читая автобиографии выдающихся певцов. Например, в книге «Маска и душа» Фёдор Шаляпин откровенно делится размышлениями о театре, собственных выступлениях и критике, с которой ему пришлось столкнуться.
Если вы ещё не созрели для покупки билета в театр, то отправляйтесь на портал «Культура. РФ», где представлена большая коллекция опер. Некоторые театры также часто делятся отрывками из спектаклей на своих YouTube-каналах. Познакомиться ближе с операми Моцарта и Вагнера можно в седьмом выпуске подкаста «Немецкая музыка от хора до хардкора», подготовленным просветительским проектом Arzamas.