Горбилет | 04 апреля 2024

Сказка на сцене: Карло Гоцци и его театральное наследие

Итальянский драматург, автор «Любви к трём апельсинам», «Ворона» «Турандота» и других пьес, которые до сих пор популярны. Рассказываем, с чего начался его театральный путь, что ему было близко, и как борьба с литературным противником помогла создать писателю новый жанр.
308
0.0
0
Фьяба Карло Гоцци
Фото: Портрет Карло Гоцци / muzobozrenie.ru

В 16 лет Карло Гоцци поступил на службу в армию в поисках средств к существованию, но спустя три года после начала военной карьеры понял, что его призвание — литература и театр. С 1744 года он написал несколько памфлетов, стихотворных романов и сатир, 11 новелл в прозе и 23 трагикомедии в стиле испанской комедии плаща и шпаги. 


Литературные вкусы Гоцци были консервативны: он любил старинную итальянскую поэзию, народную сказку и комедию масок. Его взгляды на театр расходились с эстетическими установками эпохи Просвещения — в то время стали популярными реалистичные пьесы и их приверженцы: Пьетро Кьяри и Карло Гольдони. Последний стал для Карло литературным противником. Их спор о том, какой стиль можно назвать пошлым и примитивным, породил череду эссе, в которых каждый доказывал свою точку зрения. Гольдони считал комедию масок, приверженцем которой был Карло, низменной. 



Сцена из представления комедии дель арте. XVI век


Тогда Гоцци создал жанр фьябы — театральной сказки с фольклорными элементами и принципами комедии дель-арте. Первой пробой пера стала пьеса «Любовь к трём апельсинам», прославившая его. Он открыто называл свою пьесу пародией на творчество своих современников. «Любовь к трём апельсинам» была написана специально для труппы Антонио Сакки, великого актёра-импровизатора. 


Противостояние добра и зла, патетика, буффонады, смешение литературного языка с повседневным диалектом — все это было характерными чертами для фьяб Гоцци. Они прославляли высокие человеческие страсти и выполняли воспитательную функцию для низших сословий. Этот жанр высоко ценили И. В. Гёте, Э. Т. А. Гофман, А. Н. Островский, а Ф. Шиллер переработал для сцены Веймарского театра «Турандот». Пьеса стала литературной основой опер Джакомо Пуччини и Хевергела Брайана.
 

Вставьте изображения... (на данный момент работает только в материалах блога)


Фьяба «Турандот» в постановке Вахтангова, 1922

Похожие темы

Рекомендованные материалы

23 августа 2023

Как актёры вживаются в роль: искусство переживания

10838
0.0
0

Отзывы 0

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
18 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМестаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортЕдаТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+