Что такое метлахская плитка
Все мы знаем, что вечное невозможно, но стремиться к бессмертию никто не запрещал: метлахская плитка появилась в доходных домах Петербурга во время модернового бума конца XIX века и с тех пор выглядит как новая, с чётким рисунком и матовым финишем.
Метлахская плитка — устоявшееся в пределах нашей страны нарицательное, обозначающее керамическую неглазурованную плитку высокого обжига и низкого влагопоглощения. Своё название она получила от немецкого города, где была и остаётся расположена штаб-квартира производства Villeroy&Boch — первого импортёра в Россию и официального поставщика императорского двора. Некоторые специалисты считают, что необычная технология появилась на Британских островах, однако за модные орнаменты мы точно можем благодарить Эжена Боха, художника Villeroy&Boch, который вдохновлялся античными мозаиками времён Римской империи.
Вы легко узнаете метлах по степени проникновения узора: мастера не наносят цветные порошки поверх готовой керамики, а как бы вплавляют их внутрь, на глубину 2–3 мм, предварительно вмешивая краситель в глину. И в этом вся прелесть производства. С того момента, как архитекторы распробовали узоры на полу, заводы по изготовлению нарядной керамики по немецкой технологии стали открываться в разных точках мира, поэтому, если посмотреть на клейма с обратной стороны плитки, вместо Villeroy&Boch можно запросто встретить «Бергенгеймъ. Харьков», Mosaik Fabrik Sinzig, «Дзевульский и Лянге».
В нашем исследовательском интересе помогла появившаяся в 2023 году карта метлахской плитки — must have для любого петербуржца. Её создала краевед Эльвира Алеева (@mettlach_peterburg_tile), собрав главные адреса с историческим напольным покрытием и старинные каталоги на одной странице.
Невский проспект, дом 45
Первое доказательство роскоши мы нашли в одном из самых очевидных мест: небесное панно входной группы застыло в доме на углу Невского и Рубинштейна. Растительный принт, контрастные ромбы, нарядная геометрия по краям — нам необычайно повезло заглянуть сюда во время ремонтных работ. И пусть плитку скрывает по-советски запачканная масляной краской дверь, само здание помпезно.
Это придумка мастера эклектики Андрея Гуна, вернее он перестроил имеющееся с начала XIX века здание, добавив два этажа, балконы и лепные гирлянды. В разные годы дом принадлежал полковнику Ростовцеву, Мариинской женской гимназии и владельцу известной сети булочных Филиппову, чьи жареные пирожки и чёрный хлеб раскупали буквально все — от учащейся молодёжи до чиновников в шинелях. В 1950-х годах в помещении бывшей пекарни открылось первое в Ленинграде кафе-автомат. Манипуляции с жетонами и порционной газводой были слишком сложны и прервались с появлением McDonald’s — в общем, мы до сих пор забегаем сюда за «двойным чизом», когда оказываемся в центре.
Рубинштейна, дом 4
Нам снова повезло и парадная доходного дома рестораторов Палкиных была открыта. Большие ожидания возникают с небольшого тамбура: здесь сводчатые потолки украшены лепниной, а метлах деликатно разложен на сегменты — сразу понимаешь, какого уровня интерьеры предстоит увидеть. Парадная действительно шикарна: ловишь взглядом кованые элементы в виде цветов, заполняющих лестничные ограждения и шахту лифта, сходишь с ума от красоты деревянных десюдепортов (от фр. dessus de porte — декоративная композиция над дверью).
На последнем этаже спрятан изящный витражный орнамент, он рисует какие-то сказочные бутоны оттенка охры. Похожий мотив на стекле можно найти по адресу 18-я линия В.О., дом 9.
Литейный проспект, дом 46
В непримечательном фасаде — проход в три арки: какую бы вы ни выбрали, поиск идеального дворика будет завершён. Здесь дождь слышится сильнее, а прогулку сопровождают мелодии из музыкального класса. Сад «Сен-Жермен», он же «Бельведер» или «Пале-Рояль» — культовое место, в котором Бродский, Довлатов, Гребенщиков, Цой в разные годы творили историю андеграунда. Почему все топонимы сложены на французско-итальянский манер неизвестно, но полагаем, что в этом скрытом уголке сконцентрированы самые вдохновляющие трафареты о Питере.
Безмятежность на кoнтpacтe c шумным Литeйным, всегда приглушённый дневной свет, неприручённая растительности, фонтан и огромное количество редких фактур: маски сатиров, горельефы с головами Минервы, латинские надписи, фонарный столб с механической тягой и, конечно, плитка. Последнюю сделал завод Mosaikfabrik Sinzig в самом начале ХХ века, а вот дизайн принадлежит Villeroy & Boch: мы нашли чёрно-белый метлах в каталоге 1886 года.
Некрасова, дом 4
После этой прогулки мы начали думать, что между историческим кафелем и нумерологией есть какая-то связь: под адресной табличкой с четвёркой работает Детская школа искусств им. Рахманинова. Под ногами — нарядный узор фисташкового цвета, он отлично сохранился. Кроме плитки внимание привлекают барельефы, форменные плафоны и акцентные стены с облицовкой из камня. Если удастся убедить охранника, то можно прогуляться дальше вестибюля: на ярусной лестнице осталось два ценных витража — флористический и тот, в котором зашифрована, кажется, стрекоза.
Кстати, сам доходный дом был спроектирован гражданским инженером Максимом Капелинским в 1903 году. Выдержан в эклектичном стиле, крайне модном для архитектуры того времени.
Басков переулок, дом 5
На полу лежит немецкая композиция, тоже Mosaikfabrik Sinzig: клеймо фирмы можно найти на плитках, отбитых от пола. Среди наших находок эта стала самой восточной керамикой из всех, особенно прекрасны винные элементы, изображающие солнце. А вот к самой парадной нужно привыкнуть: так странно ломает былое и красивое голубая краска, которой замазано буквально всё.
К сожалению, витражи на лестницах были утрачены, однако несколько лет назад архитекторы восстановили недостающие стеклоблоки Фальконье, заполняющие окна аттика. Подобный тип остекления был популярен в эпоху модерна, полые кирпичики разных оттенков изготавливал петербургский завод «М. Франкъ и К°». Кладка имитирует воздушные соты и очень хорошо сочетается с двумя эркерами в стиле Гауди и аккуратным убранством на фасаде. Дом был построен в 1905 году по проекту Фёдора Постельса.
Восстания, дом 23
Плитку размещали не только в парадной, но и перед домом — получался своеобразный коврик. Сегодня многие из такие метлахских ковриков пропали под асфальтом, но один мы всё-таки встретили, и случилось это на границе Литейного округа. Ажурная дорожка выполнена в пастельных цветах, перекликаясь с синей и бледно-оранжевой керамикой на фасаде. Трудно даже представить, какому износу подвергся кафель за более чем столетнее существование (дом построен в 1902 году): верхний слой уже стёрся, но рисунок остался цел.
Массивные двери и щипцы готического стиля на крыше очень красивые — их сочинил архитектор Борис Зонн. Здание предназначалось для княгини Яшвиль, родственницы князя Владимира Яшвиль, участвовавшего в государственном перевороте 1801 года.
Жуковского, дом 57
Любители парадной красоты получат здесь подарок в виде плиточного разнообразия. В пролётах — редкий паттерн двух видов: выглядит как сложная растительная геометрия, над которой не властно время. Не каждый владелец дома, тратившийся на строительство, вкладывал большие деньги в напольное покрытие, но это точно не та история.
В доме сохранились четыре свинцово-паечных витража в стиле ар-нуво. На них отчётливо видны тюльпаны, подсвеченные фрагментами из прозрачного и жёлтого стекла. Чудесно отреставрированы стены и меандр, известный со времён античного искусства. К слову, на внешней стене тоже есть интересная подробность — эксцентричные кованые флагштоки в виде драконов.
2-я Советская, дом 21
Этот адрес малоизвестен даже краеведам. Домовладение купца 1-й гильдии Рафаила Берштейна построено в 1901 году архитектором Сегалем. Оно расположено на сквозном участке, поэтому зайти в парадную можно и с Невского проспекта. Если поступить таким образом, то можно увидеть шикарный вестибюль с задрапированными женским фигурами, лепкой и каменными подоконниками. Но мы пошли от «обратного».
Парадная на Советской отталкивающа: надписи, обшарпанные стены, мусор и, по-видимому, не очень трепетные к наследию жители коммуналок. Однако, преодолев первое впечатление, вы начнёте замечать детали: дубовую обшивку лестницы, декор окон, место, где стоял камин. В этом списке есть и наш любимый метлах. Здесь он напоминает размноженную акварельную зарисовку.
Лиговский проспект, дом 43/45
В дореволюционной гостинице «Метрополитен» Пестрикова теперь торгово-офисные помещения. Обе парадные увековечены метлахом с розами, кое-где также сохранились лепнина и пейзажный витражи. Несмотря на очаровательность орнамента под ногами, рисунок не уникальный: вероятно, из классического набора конца XIX века, так как идентичную кладку мы уже видели в доме № 49 на Кирочной.
Ни в одном из доступных каталогов представленной плитки нет, но в узоре канта явно читаются пляшущие значки гугловского браузера и шипы — в общем, очень злободневно.
Фото: Анастасия Вейцман / Горбилет