В основе мистерий лежит литургическая драма, так называемые инсценировки эпизодов из Священного писания, которые сопровождали богослужения в Средние века. Позже эти парафразы библейских сюжетов стали продолжительнее и вышли за пределы церкви, превратившись в мистерии. В XIII веке папа Римский запретил священникам участвовать в подобных представлениях. Тогда за дело взялись ремесленники, торговцы, жонглёры. Неравнодушные горожане начали проводить спектакли на площадях и рынках, а в самих историях появилось больше комедийно-бытовых сцен. За написание пьес отвечали учёные, богословы, юристы и врачи.
Спустя время создатели постановок стали по-другому интерпретировать библейские сюжеты, в большей степени высмеивая духовенство. Такое развитие жанра привело к негативной реакции со стороны церкви. К XVI–XVII векам мистерии запретили в большинстве европейских стран.
Современные режиссёры не раз пытались вдохнуть новую жизнь в жанр. Например, в 2007 году Теодор Курентзис и Кирилл Серебренников представили «Мистерион» по произведению Карла Орфа «Мистерия о конце времен». А эпиграфом к проекту двух маэстро стало утверждение В. Э. Мейерхольда: «Я убеждён, что до тех пор, пока создатели неомистерий не порвут связи с театром, пока они окончательно не уйдут из театра, до тех пор мистерия будет мешать театру, а театр — мистерии».
Горбилет | 21 мая 2024
Мистерия: как жанр отражал борьбу религиозного и мирского начал
В XIV–XVI веках на театральных подмостках часто ставились пьесы, в которых библейские сюжеты гармонично сочетались с житейским реализмом. Со временем подобные представления стали называть мистериями. Рассказываем подробнее о них.
291
0.0
0
Фото: shutterstock.com
Похожие темы