1. Прародителем Мариинки был Большой, или Каменный театр
Мариинский театр считает своим днём рождения 1783 год, когда 5 октября открылся Большой Каменный театр на Карусельной площади (позже её переименовали в Театральную). Здание строилось по проекту архитектора Антонио Ринальди. Первой постановкой на сцене театра была опера Джованни Паизиелло «Лунный мир». Русская труппа делила подмостки с артистами из Италии и Франции, здесь давали драматические спектакли, а также вокально-музыкальные концерты.
В начале 19 века Большой театр модернизировали по проекту Тома де Томона. В ночь на 1 января 1811 года в здании вспыхнул пожар, который продолжался два дня. Огонь уничтожил интерьеры театра и сильно навредил фасаду. В 1818 году отремонтированное здание открылось вновь.
Фото: Большой Каменный театр в 1886 году / commons.wikimedia.org
2. Современное здание театра построил архитектор Альберто Кавос
В середине 19 века спектакли оперной труппы перенесли на сцену Александринского театра и Театра-цирка, который находился напротив Большого театра. Когда в 1859 году Театр-цирк сгорел, Альберто Кавос спроектировал новое здание. Его и назвали Мариинским театром в честь императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра Второго.
Сейчас в здании — историческая сцена Мариинки, а Большой театр (существенно перестроенный) занимает Санкт-Петербургская консерватория.
Фото: V_E / Shutterstock.com
3. Первый театральный сезон в новом здании открылся оперой «Жизнь за царя» Михаила Глинки
Первый сезон в здании Мариинского театра открылся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» под управлением главного капельмейстера Русской оперы Константина Лядова — отца композитора Анатолия Лядова.
К слову, премьера первой русской оперы состоялась именно в Большом театре 27 ноября 1836 года.
Иван Ропет. Жизнь за царя. Лист из программы торжественного представления в Императорском Большом театре в Москве. 1896 год / litfund.ru
4. Русские сезоны Дягилева уходят корнями в Мариинский театр
Взрыв популярности русского балета связан с Мариусом Петипа, который проработал в Мариинском театре почти всю жизнь. Именно он поставил «Дон Кихота» и «Баядерку», а вместе с Петром Чайковским — «Спящую красавицу» и «Лебединое озеро».
В начале 20 века заложенные Петипа каноны развивал и совершенствовал молодой хореограф Михаил Фокин. Позднее он станет автором первых балетов Русских сезонов Сергея Дягилева, в которых будут блистать Анна Павлова, Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский.
Легендарную репутацию театр поддерживал и в советские годы. Балет Кировского театра (так тогда называлась Мариинка) считался знаком качества по всему миру.
5. Занавес Мариинского театра создал главный художник Императорских театров Александр Головин, а на Новой сцене — Юрий Купер
Созданный в 1914 году занавес был выдержан в алом цвете и повторял рисунок шлейфа императрицы Марии Александровны. В 1950-е годы художник Симон Вирсаладзе изменил цвет «одежды сцены» на сине-голубой, под отделку театрального зала.
Занавес с пером на Новой сцене Мариинки — работа московского художника Юрия Купера. Перо — частый образ в работах Купера, но также его можно интерпретировать как символ творчества и отсылку к самому известному балету «Лебединое озеро».
6. Ссора в Мариинском театре привела к дуэли Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва
Два лидера Серебряного века разругались в мастерской Головина: Волошин дал пощёчину Гумилёву, после чего соперники договорились состязатья в дуэли на Чёрной речке. К счастью, пистолет Волошина дал осечку, а Гумилёв или промахнулся, или специально выстрелил вверх.
Причиной вражды была поэтесса Елизавета Дмитриева. Гумилёв влюбился в неё и звал замуж, но девушка предпочла ему Волошина. Поверженный поэт как-то неприлично высказался о Дмитриевой, Волошин решил драться за честь возлюбленной, а чтобы был повод вызвать Гумилёва на дуэль — дал ему пощёчину.
Фото: Mistervlad / Shutterstock.com
7. В годы Великой Отечественной войны в здание Мариинского театра попала бомба
250-килограммовая фугасная бомба попала в правое крыло театра 19 сентября 1941 года. Затем здание ещё несколько раз страдало от вражеских снарядов. Но уже в 1943 году начался ремонт. Артисты вернулись домой из эвакуации в Молотов (Пермь), и 1 сентября 1944-го открыли сезон, как в мирное время. В этот день показывали оперу Глинки «Иван Сусанин».
8. Люстра в зале Мариинского театра весит две тонны
Созданная в 1860 году люстра до сих пор освещает историческую сцену театра. Её называют «Хрустальной примадонной Мариинского» или «Шапкой Мономаха». Люстра состоит из 23 000 хрустальных подвесок и 230 электрических лампочек. Её чистят раз в год: спускают на лебёдке и вручную промывают каждую деталь. Лампочки меняют тоже раз в год, при этом даже работающие, ведь в разгар сезона опустить «примадонну» не получится.
9. За год Мариинский театр продаёт около двух миллионов билетов
В Мариинке сообщали, что за сезон 2023–2024 петербургские сцены театра приняли около двух миллионов зрителей. Было показано 363 балета, 495 оперных спектаклей и 454 концерта — более 1300 событий!
Билеты на историческую и новую сцену Мариинского театра без наценки — на сайте «Горбилет».
Сцена из балета «Сильфида». Фото: Михаил Вильчук / Мариинский театр
10. Почти 40 лет театром руководит Валерий Гергиев
Маэстро пришёл в театр в 1977 году как ассистент главного дирижёра Юрия Темирканова. В 1988-м Гергиев сам стал главным дирижёром, а затем художественным руководителем и директором Мариинки. С 2023 года Валерий Абисалович также возглавляет Большой театр в Москве.