Статья опубликована 31.12.2024, обновлена 29.12.2025
«Наверное, я нужен был Небесам ещё и для статистики»
Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. К тому моменту его маме шёл сорок третий год. В мемуарах «Мой театр» артист вспоминал, что врачи назначали срок родов на 1974-й, но его мама Ламара, женщина решительная и непоколебимая, была уверена, что сын появится на свет раньше. По словам Цискаридзе, его дату рождения предсказали карты: «На девятом месяце беременности мама сама решила выяснить, когда же родится её ребёнок. Раскинула карты, она умела гадать, — и выпал 1973 год. Мама так и говорила родным: "Я гадаю, у меня не получается семьдесят четвёртый, получается семьдесят третий!"».
Судьба выбрала компромиссный вариант, а потому будущий премьер Большого театра родился между двумя годами. Причём мама артиста просила, чтобы сына записали на первое января, но ей отказали. В карточке Цискаридзе датой рождения поставили 31 декабря, чтобы не портить статистику. Появившись на свет, мальчик «выполнил план роддома за неделю, за квартал, за месяц, за год».

Фото: кадр из интервью Николая Цискаридзе на канале «Сама Меньшова» / youtube.сom
Цискаридзе всегда с огромной любовью вспоминает маму и детство, которое благодаря ей было абсолютно счастливым. Артист рассказывал, что его предки были благородных кровей и жили очень обеспеченно до революции 1917 года, даже владели домами в Петербурге и в Москве на Грузинском валу. А бабушка Цискаридзе по отцу была настоящей француженкой, причём занималась балетом. Но с отцом и его родственниками Николай долго не общался, а жил с мамой и няней, которую любил как родную. Позднее в доме появился отчим, благодаря которому будущий народный артист России научился бегло говорить по-армянски.
«Вы заставили меня влюбиться в балет!»
Артист вспоминал, что впервые пришёл в театр в три года. Вместе с мамой он смотрел «Травиату» Джузеппе Верди, опера шла на итальянском языке. Мальчик был очень впечатлён и постоянно говорил о постановке. Потом Цискаридзе ещё много раз приходил в оперу — так воспитывался его вкус. Но мама прививала сыну интерес и к современной музыке, она обожала бардовскую песню, слушала Александра Галича, Юрия Визбора, Булата Окуджаву. Однажды женщина взяла Николая на концерт Владимира Высоцкого, оказавшийся его последним выступлением в Тбилиси: музыкант приезжал в 1979 году.
Драматический театр Цискаридзе тоже любил. Артист рассказывал в интервью Николаю Солодникову, как ходил в местный театр, где играли на нескольких языках. Долгое время мальчик даже считал Уильяма Шекспира армянином: «Не знаю почему, но армяне очень любили себя называть именами шекспировских трагедий. Очень много было Тристанов, Лаэртов, Ричардов, Джульетт и так далее. Я очень много лет считал, что Шекспир — армянин».
Произведения английского барда Цискаридзе знал отлично: няня в детстве читала ему многие классические книги. «Когда она меня кормила, она мне читала, потому что покормить меня можно было только тогда, когда я открывал рот. Если мне было неинтересно, я рот не открывал». Цискаридзе называл любимой пьесой «Отелло»: «Над судьбой Дездемоны я рыдал», — говорил он.
В балет артист влюбился тоже в детстве. Ему было три с половиной года, когда он посмотрел «Жизель», и с тех пор не мог думать ни о чём другом. Тогда на сцене танцевали Виктория Лаперашвили и Лиана Бахтадзе. Позднее, уже будучи премьером Большого театра, Цискаридзе встретил балерин и сказал им: «Вы погубили мою жизнь! Вы так, бессовестные, хорошо танцевали, что заставили меня влюбиться в балет! Был бы я юристом — горя не знал!»
Николай Цискаридзе, Екатерина Максимова, Светлана Лунькина на репетиции балета «Жизель» в Большом театре, 1998 год
В детстве артист был помешан на балете, постоянно ходил в театр и собирал всё, что связано с любимыми постановками. «Я вырезал из газет и журналов фотографии, статьи… Мой шкафчик для игрушек на веранде няниной комнаты был украшен портретами Плисецкой! А мне всего пять лет. Это не желание было даже, а диагноз!», — вспоминал танцовщик в интервью изданию «7 дней».
«Я танцевать шёл, понимаете?»
Цискаридзе мечтал о театре, но его мама не считала балет серьёзной профессией, впрочем, не возражала против увлечения танцами. Талант юного Николая разглядела балетмейстер Нина Рамишвили, руководитель Ансамбля народного танца Грузии. Ламара Цискаридзе хотела, чтобы её сын учился у Рамишвили. Николай пришёл на вступительный экзамен, где продемонстрировал лучший результат: «Ноги-то у меня красивые, фигура не похожая на остальных детей, стоящих рядом». Но тут же мальчик показал характер и сказал, что мечтает о балете, а вовсе не о грузинских танцах. На вопрос о том, почему он пришёл в ансамбль, а не в хореографическое училище, Цискаридзе ответил: «Моя мама говорит, что в балете все мужчины — не мужчины, и привела сюда».
Комиссия долго хохотала над простодушным ответом юного таланта, а маме мальчика посоветовали отдать сына в балет: у него были «феноменальные ноги, абсолютный слух и редкое чувства ритма». Уже будучи солистом Большого театра, Цискаридзе повидался с Ниной Рамишвили и напомнил ей об этой истории: «Если бы не вы, моя мама никого бы не послушала».
Цискаридзе было 11 лет, когда его взяли в балетное училище. Юноша грезил о Большом театре, а на занятиях ему приходилось выполнять монотонные упражнения: «Два месяца мы занимались только гимнастикой, лежали на полу, делали шпагаты, пресс качали… Несчастные дети. Я танцевать шёл, понимаете? У меня репертуар был! А меня положили на полотенце и заставили делать какую-то физкультуру», — рассказывал артист в автобиографии.
Ламара хотела, чтобы сын окончил школу с золотой медалью, а затем поступил на физико-математический или юридический факультет в МГУ. Конечно, жизнь распорядилась иначе, но хороших оценок от сына мать требовала всегда. Впрочем, будущей звезде мирового балета никто тройки не ставил. Педагоги ценили Николая, а потому закрывали глаза на его успеваемость по общеобразовательным предметам. «Меня вся школа обожала за красивый "подъём"», — вспоминал артист.

Марина Ржанникова и Николай Цискаридзе на концерте воспитанников хореографических училищ, 1992 год
Фото: Кавашкин Борис, Пахомова Людмила / Фотохроника ТАСС
На экзамене по окончании третьего класса хореографического училища педагоги из экзаменационной комиссии не понимали, почему одарённого юношу всё ещё держат в Тбилиси. В 1986 году Николай отправился в Москву, поступать в Академическое художественное училище, но взяли его только через год. Цискаридзе попал в класс строгого Петра Пестова. Позже он сказал наставнику: «Я буду всю свою жизнь стоять перед вами коленопреклонённым. Потому что вы меня выучили так, что даже если меня попытаются убить на сцене, я всё равно буду двигаться до тех пор, пока не закончится моя роль».
В столице семье приходилось нелегко: мама оставила дом, работу и мужа, чтобы поддержать сына. Мальчик тоже столкнулся с трудностями — ребёнка из Тбилиси одноклассники дразнили «чучмеком из аула». Но он знал себе цену и уверенно шёл вперёд, благодаря чему всегда оказывался лучше всех, хоть и чувствовал себя чужаком.
«Грузину "5" и взять в театр!»
Цискаридзе выпустился из училища в 1992 году и попал в труппу Большого театра. Артисту помог председатель экзаменационной комиссии, хореограф Юрий Григорович. Танцовщик вспоминал: «Юрий Николаевич взял и своей рукой под №1 написал мою фамилию. Поэтому наш список принятых в 1992 году в Большой театр начинается с Цискаридзе». В протокол попала знаменитая фраза хореографа: «Грузину "5" и взять в театр!»
В театре педагогом-репетитором была балерина Галина Уланова, которая очень ценила молодого артиста. Сценическая карьера Цискаридзе начиналась в кордебалете, но вскоре ему стали отдавать сольные партии в балетах Григоровича, например, Меркуцио в «Ромео и Джульетте». Переломным стал 1995 год, когда Николай исполнил главную партию в «Щелкунчике» (и был признан лучшим в мире!), а также в «Шопениане», «Сильфиде» и «Жизели». Всего за танцевальную карьеру артист воплотил на сцене более 70 партий в классических произведениях, а также в спектаклях современных хореографов: например, танцевал в «Пиковой даме» великого Ролана Пети.
В 23 года Цискаридзе стал премьером Большого театра, покорил российскую и зарубежную сцены. С гастролями танцовщик приезжал в миланский театр «Ла Скала», Театр Елисейских полей в Париже, Новый национальный театр в Токио. Николай добился невероятных высот и ушёл «на пике» — когда-то в юности он пообещал наставнику, что не будет стареть на сцене.
Сегодня Цискаридзе возглавляет Академию Вагановой. За десятилетие на посту ректора ему удалось сделать многое: возродилась кафедра балетоведения, открылось издательство редких, великолепно оформленных книг и сам ставит спектакли. Например, в его редакции идёт «Щелкунчик» с артистами Театра им. Якобсона. Кроме того, у Цискаридзе есть талант писателя. Его автобиография «Мой театр. По страницам дневника» вышла в 2022 году и стала бестселлером в России.

Фото: кадр из видео Первого канала «Вспомнить всё» / 1tv.ru
В 2025 году карьера Цискаридзе вышла за пределы балетной сцены: он дебютировал в драматическом театре, сыграв короля Людовика XIV в спектакле МХТ «Кабала святош». Для этой роли артист взял псевдоним Максим Николаев. Постановка с его участием и Константином Хабенским в роли Мольера вызвала небывалый ажиотаж у публики, а билеты на спектакль спекулянты перепродавали за 200-300 тыс. ₽.
«Можно научиться быть счастливым — я в этом уверен!»
Николай считает себя абсолютно счастливым. Он убежден, что человек сам отвечает за своё настроение: «Я не общаюсь с теми людьми, которые мне не нравятся, я никогда не смотрю спектакли, которые мне не доставят радости. Я не буду слушать музыку, которая мне не доставляет удовольствия. И я счастлив. Потому что я сам вокруг себя выстраиваю пространство, которое мне доставляет удовольствие».
Про себя артист говорит: «Я работаю звездой». Он продолжает выкладываться на полную, уже как преподаватель, и остаётся медийной личностью, но при этом не обращает внимания на сплетни и упрёки в свой адрес. Цискаридзе верит: «Миссия — когда человек делает что-то для себя, а наслаждаются миллионы».

Фото: кадр из программы «Белая студия» от 30.09.25 / телеканал «Культура» / smotrim.ru
Рекомендуем:
От Щелкунчика до учителя-маньяка: выдающиеся партии Николая Цискаридзе
Мстительные духи, лилии и вечная любовь: символизм балета «Жизель»
«Лебединое озеро» — шедевр мирового балета
У блога «Горбилета» есть полезная рассылка — подпишитесь на неё по кнопке внизу и получите подарок.
