Александра Шишкина | 24 января 2025

Балет «Спящая красавица» — «грандиозный пир» на музыку Чайковского

«Спящая красавица» — абсолютный триумф Мариуса Петипа и Петра Чайковского. Это именно тот балет, который стоит увидеть хоть раз в жизни. Объясняем, почему «Спящая красавица» настолько значима для российской культуры.
115
0.0
0
Балет «Спящая красавица»: история постановки
Фото: Мариинский театр

Премьера балета состоялась в 1890 году в Мариинском театре. Автору «Спящей красавицы», хореографу Мариусу Петипа, на тот момент было уже за семьдесят. Балет мог стать последним в карьере мастера, но всё произошло иначе: «Спящая красавица» открыла десятилетие шедевров балетмейстера — на рубеже 19–20 веков он поставил «Щелкунчика», «Лебединое озеро», «Баядерку» и другие балеты.
 

Как создавалась «Спящая красавица» и что на неё повлияло
 

Идеей создать балет по мотивам сказки Шарля Перро загорелся директор Императорских театров Иван Всеволожский. Он работал над либретто, рисовал эскизы костюмов и выделил на спектакль практически половину бюджета всех Императорских театров.

«Спящая красавица» стала самым дорогим балетом Мариинского театра. И это произошло не из прихоти Всеволожского. Дело в том, что спектакль задумывался как посвящение России, пробуждающейся при Александре III подобно тому, как принцесса Аврора просыпается от поцелуя принца Дезире. Сам император, разумеется, был на премьере. Спектакль ему понравился.


Фото: Принцесса Флорина — Катерина Флория, Голубая птица — Олексий Скалюн / Мариинский театр

В качестве композитора Всеволожский пригласил Чайковского, музыку которого обожал. Петипа не испытывал подобного восторга: считал, что сочинения Чайковского не подходят для балета. Именно поэтому хореограф написал композитору подробный план, в котором указал характер, размер и число тактов музыки для каждого номера.

Чайковский старался выполнять все указания Петипа. В результате тандему удалось написать великолепную музыку, которой был доволен даже обычно критически настроенный Чайковский. Произведение он посвятил Петипа. 

Источником вдохновения для спектакля стала общая атмосфера роскоши королевского двора времён правления Луи XIV (любимой эпохи Всеволожского) и великолепные празднества, которые открывают и венчают действие. Подходящей формой для финала Чайковский посчитал апофеоз. Для максимально торжественного аккорда требовалась соответствующая музыка. Композитор выбрал гимн Бурбонов «Генрих IV», который оркестровал, придав ему особую пышность.

 

Как публика отреагировала на премьеру «Спящей красавицы» в Мариинском театре
 

Балет стал событием сезона, а позднее «Спящую красавицу» начали называть символом Петербурга — столицы империи, достигшей расцвета к концу 19 века. В постановку Петипа вложил всё, что узнал о законах композиции классического балета за долгий балетмейстерский путь. Сам хореограф называл свой шедевр балетом-симфонией, а будущие поколения увидели в нём «энциклопедию классического балета».

Наиболее выразительными в «Спящей красавице» оказались женские вариации, которые всегда удавались Петипа. Самые красивые партии в балете — принцесса Аврора, Фея Сирени и принцесса Флорина. Они требуют огромного исполнительского мастерства, поэтому поставить «Спящую красавицу» возможно лишь в том театре, где есть виртуозные артисты.


Фото: принцесса Аврора — Мария Хорева / Мариинский театр

Художник Александр Бенуа влюбился в «Спящую красавицу» прямо на премьере. Он сказал, что действие было подобно «грандиозному пиру» и настолько увлекло его, что он возвращался в зрительный зал снова и снова. Как-то раз он побывал на балете четыре раза за неделю! Бенуа утверждал, что именно после «Спящей красавицы» стал балетоманом и понял, к чему сам должен стремиться в искусстве.

Так балет проложил мостик в 20 век. Эстетика «Спящей красавицы» повлияла на художественные ценности общества «Мир искусства» и первые «Русские сезоны» Сергея Дягилева, в которых в качестве художника активно участвовал Бенуа. В 1921 году Дягилев поставил собственную версию балета в оркестровке Игоря Стравинского и с костюмами Леона Бакста. Балет шёл в Лондоне с большим успехом, а затем версии «Спящей красавицы» стали появляться в разных театрах Европы и Америки.


Фото: Фея Сирени — Кристина Шапран / Мариинский театр


Как менялся балет «Спящая красавица»
 

В 1914 году новый директор Императорских театров Владимир Теляковский решил «отремонтировать» балет. Новую сценографию и костюмы он доверил художнику Константину Коровину, который обладал гораздо более тонким чутьём, чем Всеволожский. Хореографическая партитура к тому времени тоже изменилась: некоторые части сократились, от нескольких вариаций и вовсе избавились. Тем не менее спектакль сохранял популярность в России до самой Октябрьской революции.

Затем в неспокойные годы про балет забыли на несколько лет, однако уже в 1920-е хореограф Фёдор Лопухов (большой поклонник Петипа) постарался объективно воспроизвести оригинальную версию, наиболее полно восстановить хореографию и музыку. 


Кадр из фильма-балета Спящая красавица, реж. Аполлинарий Дудко, Константин Сергеев, 1964 год / meloman.ru

После этой попытки многие хореографы обновляли балет, усложняли образы и придумывали вариации. Долгое время образцовой считалась постановка Константина Сергеева в Театре имени Кирова с новыми вариациями и сценографией Симона Вирсаладзе. Он же стал художником спектакля Юрия Григоровича в Большом театре.

Попытки реконструировать оригинал Петипа делали Сергей Вихарев в Мариинском театре и Алексей Ратманский в Ла Скала. Сегодня «Спящая красавица» существует преимущественно в редакциях разных хореографов с опорой на версию Петипа.



Где посмотреть «Спящую красавицу»
 

Мариинский театр. На исторической сцене «Спящая красавица» идёт с артистами Театра им. Якобсона в хореографии Мариуса Петипа и Жана-Гийома Бара. Стоимость билетов начинается от 2800 ₽. Также «Спящую красавицу» на гастролях привозит Приморская труппа Мариинской сцены: билет можно купить за 2400 ₽.

Эрмитажный театр. Постановка Михаила Венщикова по мотивам хореографии Петипа. Балет-сказку на самой изящной сцене Петербурга представляют артисты центра «Сен-Мишель». На «Горбилете» билеты в партер стоят 3150 ₽ вместо 4500 ₽.

Михайловский театр. Балет идёт в хореографии Начо Дуато, вдохновлённой оригинальным рисунком Петипа. Билеты доступны от 2500 ₽.

Большой театр. Редакцию Юрия Григоровича на главной сцене Москвы возобновили в сентябре 2024 года. Даты представлений в 2025-м пока не называются. Можно посмотреть запись балета от TheatreHD в кинотеатрах, билеты от 700 ₽.

Похожие темы

Рекомендованные материалы

04 марта 2024

«Лебединое озеро» — шедевр мирового балета

6004
0.0
0

Отзывы 0

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
18 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2025 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМестаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортЕдаТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2025 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+