В детстве хотел стать футболистом
Гергиев родился 2 мая 1953 года в осетинской семье. Он появился на свет в Москве, но вскоре семья переехала во Владикавказ в Северную Осетию. Отец назвал мальчика в честь советского летчика-испытателя Валерия Чкалова. По воспоминаниям сестры дирижёра Ларисы, Абисал Гергиев хотел, чтобы его сын прославился на весь мир.
Мальчик рос очень активным, играл в футбол, настольный теннис, занимался вольной борьбой. Специально для сына родители выписывали газету «Советский спорт». Юный Гергиев знал поимённо всех игроков советских команд и результаты разных матчей. «В детстве я увлекался только футболом. Это была совершенно неистребимая страсть. Мог с утра до ночи гонять по двору хоть мяч, хоть консервную банку. Какая музыка, о чём вы?!», — рассказывал маэстро.
Всё изменили концерты Святослава Рихтера и Мстислава Ростроповича, а окончательно с профессией музыкант определился после смерти отца. В сложный период Валерию не хотелось видеться ни с кем, отчего он много играл и даже ночевал в музыкальном училище Владикавказа, которое теперь носит его имя. Гергиев окончил училище по классам фортепиано и дирижирования, а затем поступил в Ленинградскую консерваторию. Здесь он учился в классе легендарного дирижёра Ильи Мусина, обучавшего также Юрия Темирканова.
Валерий Гергиев в 1978 году. Фото Юлии Ларионовой из архива Мариинского театра
Возродил Мариинский театр
Ещё студентом консерватории Гергиев победил в конкурсе имени Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве. После его пригласили в Кировский (ныне Мариинский) театр ассистентом главного дирижёра, которым тогда значился Темирканов. Дирижёрским дебютом Гергиева на Мариинской сцене стала опера Прокофьева «Война и мир» в 1978 году.
Фото: mariinsky.ru
В 1996-м Валерий Абисалович стал художественным руководителем Мариинки, вернул театру былую славу и превратил его в мощную культурную машину — главного амбассадора русского искусства за рубежом. При Гергиеве открылись Концертный зал, Мариинский-2 и Приморская сцена театра во Владивостоке.
Ещё дирижёр учредил несколько крупных тематических юбилейных фестивалей: в честь Шостаковича, Чайковского, Римского-Корсакова и других композиторов. Кроме того, Гергиев — основатель международных фестивалей «Звёзды белых ночей», Московского Пасхального фестиваля и «360 градусов» в Мюнхене.
Вернул в Россию тетралогию «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера
Валерий Гергиев создал Мариинскому театру репутацию «дома Вагнера». Он возвратил на петербургскую сцену эпохальную тетралогию «Кольцо нибелунга»: её исполнение в 2003 году стало первым в России после столетнего перерыва. Так Мариинский оказался единственным театром в мире (за исключением Фестшпильхауса в Байройте), где каждый сезон звучат все зрелые оперы Вагнера.
Российская версия «Кольца» отличается от мировых: мифологический антураж дополняют образы русской языческой древности, на сцену выходят доисторические люди-животные, фон составляется из массивных каменных глыб. Постановка получилась самобытной и эпической.
Мариинское «Кольцо нибелунга» увидели зрители Баден-Бадена, Кардиффа, Лондона, Нью-Йорка, Москвы, Сеула и Токио. В легендарной опере на сцену выходили Евгений Никитин, Михаил Петренко, Млада Худолей, Лариса Дядькова и другие выдающиеся артисты.
Возглавлял Лондонский, Мюнхенский и другие мировые оркестры
Благодаря продуктивности маэстро имя Гергиева громко звучит за рубежом. В 1991-м дирижёр дебютировал в Баварской государственной опере с «Борисом Годуновым» Мусоргского, в 1993 году выступил в Ковент-Гардене с «Евгением Онегиным» Чайковского, в 1994-м — в Метрополитен-опере с «Отелло» Верди.
Маэстро руководил Международным оркестром мира, больше 10 лет был главным дирижёром Роттердамского филармонического оркестра и Лондонского симфонического оркестра. До 2022 года Гергиев возглавлял Мюнхенский филармонический оркестр и Оркестр Музыкального фестиваля Вербье.
Фото: Valentin Baranovsky / Russian Look
Женился на аккордеонистке
В 1999 году дирижёр женился на аккордеонистке Наталье Дзебисовой. На момент свадьбы ей было 18, а Гергиеву — 46 лет. Это была любовь с первого взгляда: «Встретив Наташу, Валерий ещё год ждал её совершеннолетия, после чего они сыграли свадьбу у него на родине. Говорят, когда в семье Валерия зашла речь о потенциальной супруге, его мама, Тамара Тимофеевна, шёпотом спросила: “И на каком же языке ты будешь говорить с ней дома? На русском?”. Несмотря на то, что её сын, выросший в осетинской глубинке, теперь успешный человек, который живёт в большом городе и общается с людьми высшего света, видимо, ей всё равно хотелось, чтобы в семейной обстановке он и его жена говорили на осетинском языке», — пишет автор книги о Гергиеве, японский журналист Кадзуо Кобаяси.
У пары трое детей: Абисал, Валерий и Тамара. Старший выучился на пианиста, впервые выступил с оркестром Мариинского театра в 16 лет. Также у дирижёра есть внебрачная дочь, которая родилась в середине 1980-х. Она тоже занимается музыкой.
Валерий Гергиев и его жена Наталья Дзебисова. Фото: Bertrand Rindoff Petroff / Getty Images
Рекомендуем: «Современные дирижёры России, которых нужно знать»