Юлия Буркова | 12 сентября 2025

Иллюзии света: магия шедевров Архипа Куинджи в Русском музее

11 сентября на первом этаже корпуса Бенуа открылась выставка «Архип Куинджи. Иллюзия света». Под сводами Русского музея собрали лучшие работы мастера игры со светом и цветовой палитрой. «Горбилет» рассказывает, на что стоит обратить внимание на самой загадочной экспозиции осени.
263
5.0
1
Русский музей: выставка Архипа Куинджи — фото и обзор
Фото: Мария Десяткова / Горбилет

Рождение света 


Фигура Архипа Куинджи до сих пор волнует публику своей неординарностью и таинственностью. Его работы покоряли не только соотечественников, но и не единожды вызывали шквал оваций на Всемирной выставке в Париже. Спустя 115 лет со смерти пейзажиста в Русском музее вновь готовы собирать восторженные отклики после просмотра «чудес света», секреты которых Куинджи так и не раскрыл. 

«Он был абсолютно свободным в своих художественных поисках, он не ориентировался и не искал поддержки в современных движениях. У него своя манера, которая базируется на свободе эксперимента, на попытке научно обосновать этот эксперимент. Неслучайно он общался с Менделеевым в поисках разных оттенков в одинаковых пигментах», — поясняет заместитель генерального директора по науке Государственного Русского музея Григорий Голдовский. 

 

Фото: Мария Десяткова / Горбилет

Последняя крупная выставка с произведениями Куинджи прошла в 2007 году. В этот раз экспозиция — посвящение мастеру, получившее название по цитате не менее прославленного его современника. Илья Репин писал: «Иллюзия света была его богом, не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи — художник света». 

Около 150 полотен проведут посетителей через все вехи жизни и творчества гения. Маршрут похож на творческие искания Куинджи: наброски — работа с планами — контрасты света — поиск формы — иллюзии цвета — главный шедевр. И это путешествие будет действительно насыщенным, так как Русский музей является обладателем крупнейшей в мире коллекции произведений живописца: от этюдов до ключевых работ, включая «Лунную ночь на Днепре», «Ладожское озеро», «Радугу» и «Ночное».

 


Фото: Мария Десяткова / Горбилет 

Помимо этого для экспозиции привезли полотна из ведущих музеев России: Третьяковской галереи, Тульского музея изобразительного искусства, Ярославского художественного музея, дворцово-паркового-музея-заповедника в Алупке и Смоленского музея-заповедника. 

Для оформления выставки выбрали нестандартное архитектурное решение. Шесть залов корпуса Бенуа превратились в комнаты, ставшие аллюзией на мастерскую Архипа Куинджи на Биржевой линии Васильевского острова
. В каждом из них продолжается игра света, причём не только на полотнах. Кураторы выставки совместно со столичным архитектором Юрием Аввакумовым (он же оформлял «Наш авангард») постепенно погружают зрителя в мир Куинджи, добавляя красок даже серым стенам зала. На каждом этапе цвет становится всё темнее и насыщеннее, пока не приводит нас в полный мрак, где в качестве вознаграждения сияет отдельно экспонируемая «Лунная ночь на Днепре». 

 

Фото: Мария Десяткова / Горбилет

К слову, про освещение — здесь оно тоже необычное: «Мы обеспечили тот свет, с которым и работал Куинджи. Он работал только с рассеянным дневным светом. Его нам было необходимо воспроизвести, для того, чтобы работы смотрелись именно так, как они были написаны и задуманы автором», — пояснила генеральный директор Русского музея Алла Манилова. 

Изучение новаторской техники Куинджи сопровождается не менее инновационными, нейросетевыми технологиями. Специально для выставки создали мультимедийный проект «Свет как эксперимент», который поможет познакомиться с феноменом цветовых и световых исканий художника. Через QR-коды посетители узнают, как синтез искусства, химии, физики и оптики способствовал появлению работ Куинджи. В программе: история пигментов, оптические эксперименты и научные приборы того времени. А за рамками корпуса Бенуа, в Михайловском саду запланирован большой пленэр для учащихся художественных школ и студентов Академии художеств. 


Поэтика этюда 


Погружение в мир иллюзий света начинается с арки, кастомизированной под интерьеры всё той же мастерской Куинджи на Биржевом переулке. Первое, что видишь, пройдя через свод — величественный портрет художника авторства Ильи Репина. А дальше начинается самое интересное — краткий экскурс в творчество художника. В первом зале представлены этюды, поступившие во владение Русского музея из Общества художников имени Куинджи. Здесь можно найти наброски нескольких шедевров: «Лунной ночи», «Облаков», «Крыма», «Степи» и не только. 

 

Фото: Мария Десяткова / Горбилет

Художник выполнял этюды не как «подсобный материал», а создавал их как полноценные произведения. В подтверждение этому приведены цитаты современников — Репина, Стасова и Рыкова. Последний был учеником Куинджи в 1890-х. Он вспоминал слова наставника: «Картину следует писать “от себя”, не связывая свободы творчества этюдами. Писать наизусть, на основании».

Именно в первом зале, с самыми светлыми в экспозиции стенами, разместили эксперименты Куинджи, с которых и начинается его творческий путь. 

«Куинджи — художник, который постоянно экспериментировал. Он писал множественные этюды. Из 138 живописных произведений Русского музея, которые представлены на выставке, 93, по-моему, это этюды. Их размеры от 10–15 сантиметров, до небольших холстов. Это, с одной стороны, роднящая с импрессионизмом, сиюминутность впечатления, с другой стороны — напряжённая наблюдательская жизнь, то страстное любование, которое не перешло затем в теоретическое обоснование, в науку, но тем не менее оказалось очень важным и значимым по художественным результатам», — отмечает Григорий Голдовский. 

 

Фото: Мария Десяткова / Горбилет

И действительно, начало эксперименту было положено, можно сказать, с рождением будущего гения в 1841 году. Его детство прошло в татарском предместье Мариуполя — Карасёвке, где также жили обрусевшие греки. Мальчика из семьи сапожника, быстро ставшего сиротой, окружала природа. Поселение, где жила семья Куинджи находилось на возвышенности, неподалёку от древней реки Калки и Азовского моря. Так выбор пейзажной темы был предопределен ещё в юные годы. 

Ранняя потеря родителей вынудила будущего художника начать работать ещё в детстве Он успел побывать пастухом, учётчиком кирпичей на строительстве церкви и наконец, помощником торговца хлебом Аморетти. Говорят, именно он заметил талант Куинджи и посоветовал ему бросить всё и попытать счастье в Крыму, став учеником Айвазовского.

 

Фото: Мария Десяткова / Горбилет

В 13 лет, имея за плечами базовое образование, Архип Куинджи отправляется в Феодосию к прославенному маринисту. Важно сказать, что Айвазовский не принял его как художника, но мальчишке удалось позаниматься несколько месяцев у ученика мастера морской живописи — Адольфа Фесслера. Именно этот момент можно считать стартом творческих исканий Куинджи. 


Среди передвижников 


В следующем зале перед зрителями предстанут первые шедевры Куинджи. После неудачи с Айвазовским, он уезжает в Петербург и посещает лекции Императорской Академии художеств, где в нём также не увидели талантливого творца. Спасение пришло от передвижников: Архипа Куинджи заметил и полюбил Илья Репин. 

Пейзажист явил миру свои первые эксперименты, созданные во время поездок на Валаам — «Осеннюю распутицу» (1870), «На острове Валааме» (1872), «Ладожское озеро» (1873). В последней работе особенно видно, как Куинджи нащупывает первые шаги своей новаторской техники: в прозрачной воде виден каждый камень. 

 

Фото: Мария Десяткова / Горбилет

«Казалось бы, 1870-е годы, а художники только подошли к приёмам, которые позволяют так достоверно передать просвечивающую воду. Это отличается даже от “Садко” Репина, где была иллюзия толщины, у Куинджи кажется, будто вода естественная», —  объясняет ведущий научный сотрудник Русского музея, куратор выставки Сергей Кривонденченков. 

Представленные в этом зале картины построены на контрасте света и тени, ближних и дальних планов. Эти композиции роднят Куинджи с передвижниками и пейзажистами. Но даже в этих работах уже виден особый подход художника к синтезу света и цвета. В хорошем смысле он обманывал зрителя, когда даже в монохромной картине, выполненной в тональной технике, природа оживала. 

 

Фото: Юлия Буркова / Горбилет 

Художник постоянно находился в поиске: накладывал один слой на другой, использовал разные цвета. Так у него появились любимые краски, в том числе и тёмные, которые могут просвечивать под полупрозрачными тонами, нанесенными поверх.

Помимо «Валаамского цикла» в зале представлено много работ из собраний Третьяковской галереи. Например, «Забытая деревня» (1874), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875), «Север» (1879) и «Днепр утром» (1881) — последняя картина Куинджи, которую увидела публика перед тем, как он полностью отказался участвовать в выставках. 


От тьмы к свету 


Дальнейшие путешествие приводит зрителя к «Радуге» — позднему полотну, написанному в 1900-1905 годах. Она стала одной из первых картин живописца, украсивших экспозицию Русского музея в 1914 году. Стандартный для художника пейзаж дополняет акцент — яркая радуга, которая сразу приковывает внимание. 

 
Фото: Мария Десяткова / Горбилет 

Эта картина, как и другие в этом зале, демонстрирует мастерство Куинджи по работе со светотенью. «Украинская ночь» (1876) с её тёмной гаммой стала предтечей главного шедевра люминиста — «Лунной ночи над Днепром». Кстати, в том, как художник изобразил мазанки, некоторые искусствоведы видят первые намёки на кубизм. 

 

Фото: Мария Десяткова / Горбилет 

По соседству с «Украинской ночью» расположилась картина «Христос в Гефсиманском саду» (1901), на которой Иисус предстаёт самим Светом. Прийти на выставку стоит уже хотя бы ради неё, потому что ранее она не покидала пределы Крыма и в Русском музее экспонируется впервые. 


От цвета к тону 


Заключительный зал — последняя ступень перед главным шедевром Куинджи. Здесь темнее всего, и неспроста — так лучше видно яркие краски и контраст на картинах. В центре экспозиции — «Ночное» (1905–1908), в котором сохранен узнаваемый стиль художника, но при этом ощущается больше жизни и реалистичности. 

 

Фото: Мария Десяткова / Горбилет

Помимо «Ночного» в зале разместили другие работы, отражающие ювелирное владение Куинджи цветом. Среди них: «Эффект заката» (1885), «Ай-Петри. Крым» (1890-е), «Осень» (1890-1895) и не только. 

Как-то Александр Бенуа назвал Архипа Куинджи «русским Клодом Моне» за то, что художник показал «прелесть самой краски». В свою очередь Иван Крамской писал: «У нас в России до Куинджи никто не был так чувствителен к весьма тонкой разнице близких между собою тонов, и... никто не различал, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга».
 


Фото: Мария Десяткова / Горбилет 


Финальный аккорд — «Лунная ночь на Днепре» 


Завершает экспозицию одинокий magnum opus художника — «Лунная ночь на Днепре», написанная в 1880 году. Зрителя встречает «финальная темнота» звёздного неба, в центре которого находится известная на весь мир картина. Современники не верили, что свечение на ней настоящее, зрители умудрялись заглянуть за холст в поисках специальной подсветки. В профессиональном сообществе Куинджи снискал славу не только гения, но и колдуна. 

«Ему приписывали совершенно дьявольские вещи — трюкачество, тайные изобретения, никому не рассказанные советы Менделеева, эксперименты с золотой и серебряной пудрой», — рассказывает Григорий Голдовский. 

 

Фото: Мария Десяткова / Горбилет 

Работа стала настоящей сенсацией в мире живописи — не только благодаря загадочному свечению, но и моновыставке, на которой её показали публике. Куинджи стал первым российским творцом, который решился на такой шаг. Несмотря на то, что на экспозиции не было других картин, в очереди к залу Общества поощрения художеств выстраивались десятки тысяч людей. 

Ещё до открытия выставки «Лунную ночь на Днепре» купил великий князь Константин Константинович за баснословную по теме временам сумму — 5 000 ₽. В своём дневнике он писал:  «Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей волшебной картины, душа тоскует <…> Я глубоко полюбил картину и мог бы многим для нее пожертвовать». И здесь князь не соврал, произведение настолько его поразило, что он взял его с собой в кругосветное путешествие. 


Режим работы выставки «Архип Куинджи. Иллюзия света» 


Попробовать разгадать магию произведений мастера света можно  до 30 марта 2026 года в корпусе Бенуа. Вход для взрослых стоит 600 ₽, для пенсионеров, сотрудников региональных и федеральных музеев, членов Творческого Союза художников Санкт-Петербурга, студентов и учащихся старше 14 лет — 450 ₽, для детей от 7 лет — 350 ₽

Также по выставке «Архип Куинджи. Иллюзия света» запустят экскурсии в небольших группах (меньше 20 человек). При этом количество сеансов обещают увеличить, чтобы творения Архипа Куинджи смогло увидеть как можно больше людей. 


Другие выставки, которые стоит посетить этой осенью:

Выставка «Наш авангард»: великий эксперимент в Русском музее 

«Зенит» в сердце: что посмотреть на выставке, посвящённой 100-летию футбольного клуба 


Гав-гав на каждом углу: как устроена выставка «Жизнь замечательных собак» в Мраморном дворце 

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Горбилет Петербург — билеты со скидкой» 

Похожие темы

Рекомендованные материалы

18 июня 2025

8 петербургских пляжей, на которых можно отдохнуть этим летом

18750
0.0
0

Отзывы 1

12 сентября 2025
Я вчера посетила выставку картин Куинджи, но была без экскурсии, и многие моменты не уловила. Но ваша статья открыла мне глаза на гений художника. Юлия, спасибо большое за такой прекрасный обзор выставки! Это восторг!

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
18 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2025 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМеста МСКМеста СПбТеатр и киноМузыкаИскусствоДетиСпортЕдаТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2025 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+