«От звезды до воды»
Святками принято называть период от праздника Рождества до Крещения Господня. Такое календарное обрамление в народе стали называть «от звезды до воды», имея в виду два важнейших события в истории христианства: восхождение звезды, которая оповестила мир о появлении на свет младенца Христа, и освящение вод Иордана.
Точные даты и продолжительность Святых дней разнятся. Русская православная церковь придерживается точки зрения, обусловленной отсутствием поста, т.е. с 7 по 17 января – до Крещенского Сочельника. Среди же нерелигиозного населения часто фигурируют именно «12 дней Рождества», т.е. с 7 по 18 января или с 8 по 19 января. Несмотря на различия, главным правилом этих священных дней является нести в мир свет и радость, делиться ими с окружающими, отдыхать, веселиться и вкусно есть.
![](https://media-1.gorbilet.com/%3CWSGIRequest%3A%20POST%20'/v2/ckeditor/upload/'%3E41/76/46/fmg5ea9ce8ee04fa9.jpg)
Картина А. Бучкури «Рождественский базар», 1906. Из фонда Одесского художественного музея
Святки – одно из немногих культурных явлений, в обычаях которого соединились языческая и христианская традиции. Задолго до Крещения Руси святки совпадали с комплексом праздников вокруг зимнего солнцестояния. Поэтому многие обряды были направлены на привлечение удачи в самых важных сферах жизни: для взрослого поколения это был хороший урожай, а для молодёжи – устройство личной жизни. Именно поэтому народные гуляния включали колядование, ряженье и гадание на суженого.
«Святые» и «страшные» вечера
С приходом христианства встал вопрос об уместности языческих забав. Во многих регионах стало принято делить святки на «святые» и «страшные» вечера. Во время «святых вечеров» люди колядовали и прославляли Христа, а вот гадания и ряженье оставляли на «страшные вечера» – с 13 января. Возможность контакта с нечистой силой связывали как с архаичными верованиями про последний разгул бесов перед прибавлением светового дня, так и с сюжетом, про то, как Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил погулять на свет даже чертей.
![](https://media-1.gorbilet.com/%3CWSGIRequest%3A%20POST%20'/v2/ckeditor/upload/'%3E46/dc/84/%D0%9B.%20%D0%98.%20%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%BD.%20%D0%A0%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B5.jpg)
Картина Л. Соломаткина «Ряженые», 1873. Из фонда Русского музея
Колядки: кто о чём
Пение обрядовых песен во время обхода соседских домов появилось в глубокой древности и изначально было связано чисто с календарными ритуалами, касающимися земледельческой культуры. Славянские народы верили, что таким образом они задабривали духов и обеспечивали себе богатый урожай. Переодетые нечистью колядовщики олицетворяли мёртвых предков, которые способствовали «плодородию» в будущем сезоне. Процесс сопровождался хвалебными песнями и обменом подарками.
В христианской традиции колядование стало ещё одним способом прославления Иисуса. Рождественские колядки, получившие название «христославия», даже одобрила церковь. Особенностью этих хождений было ношение Вифлеемской звезды, которую делали из подручных средств. Участников таких шествий называли «звездарями».
![](https://media-1.gorbilet.com/%3CWSGIRequest%3A%20POST%20'/v2/ckeditor/upload/'%3Edb/4f/37/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9%20%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%9F%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20(%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%B0%2C%201862-1912)%20%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE..jpg)
Картина Н. Пимоненко «Рождество». Из фонда Херсонского художественного музея
«Раз в крещенский вечерок девушки гадали»
Любимым святочным занятие девушек было гадание. Собравшись вместе, молодые женщины старались узнать у сверхъестественных сил какую-нибудь информацию об их будущих супругах: имя, особенности внешности, обеспеченность. Настоящая антология самых популярных на Руси святочных гаданий собрана в знаменитой балладе В. Жуковского «Светлана».
![](https://media-1.gorbilet.com/%3CWSGIRequest%3A%20POST%20'/v2/ckeditor/upload/'%3Ebb/5f/ec/Fotoram.io%20(19)_5qjjX4m.jpg)
Фрагмент баллады В. Жуковского «Светлана» / Картина К. Брюллова «Гадающая Светлана», 1836. Из фонда НГХМ
Гадание на зеркалах
В полночь друг против друга ставили два зеркала, желательно одинаковых, а между ними – две свечи. Гадающая садилась у стола и смотрела в зеркальный коридор, чтобы увидеть там своего суженого.
Гадание по прохожим
Также в полночь выходили из дома на улицу и спрашивали имя у первого встречного. Именно таким именем должен был обладать будущий супруг.
Гадание с петухом
В дом приносили живого петуха, вокруг него расставляли предметы, которые что-то обозначали: зерно – богатство, вода – склонность к пьянству, зеркало – красоту и нежность. Хлеб, ножницы и зола отвечали за будущую профессию избранника: будет ли они хлеборобом, портным или табачником. Если птица приближалась к углю, то верили, что девушке не суждено выйти замуж.
![](https://media-1.gorbilet.com/%3CWSGIRequest%3A%20POST%20'/v2/ckeditor/upload/'%3E4a/a4/d0/Svyatochniye_gadaniya_by_K.Makovskiy_(c.1905%2C_Atheism_museum).jpg)
Картина К. Маковского «Святочные гадания», 1905. Из фонда Государственного музея истории религии.
Гадание с подслушиванием
Девушки поодиночке отправлялись к соседней избе, амбару, конюшне или на перекрёсток. Кто под окнами слышал битьё посуды, тому сулила тяжёлая замужняя жизнь. Если в доме была тишина или смех, то стоило ждать благополучного брака. Звук бренчания сбруей, пересыпания зерна и лай собаки означали скорое замужество и достаток в семье.
В кружке растапливали воск и наливали туда молоко, а потом «читали» будущее по застывшим фигурам.
Гадание с «башмачком».
Нужно было выйти из дома, встать к дороге спиной и бросить через плечо обувь. В какую сторону будет смотреть «носок», оттуда и приедет жених.
![](https://media-1.gorbilet.com/%3CWSGIRequest%3A%20POST%20'/v2/ckeditor/upload/'%3Ee0/5e/83/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9%20%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%B5%D0%B2.%20%D0%A0%D0%B0%D0%B7%20%D0%B2%20%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BA.%201898%20(%D0%93%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%20%D0%B1%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D0%B2%D0%B8).jpg)
Фрагмент картины Н. Матвеева «Раз в крещенский вечерок», 1898. Из частных собраний
Святочные истории
Ещё одним популярным развлечением святок были вечерние посиделки с рассказыванием самых разных историй, связанных с рождественским чудом или мистикой. Частыми сюжетами этих рассказов становились вещие сны, те же гадания, общение с нечистой силой.
Один из самых известных примеров такого жанра в литературе – повесть Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (1832), но и без захватывающих приключений кузнеца Вакулы из деревни Диканьки в книгах не раз встречались схожие сюжеты. Отметим здесь мистический рассказ А. Бестужева-Марлинского «Страшное гаданье» (1831), притчу Г. Данилевского «Бес на вечерницах», цикл «Святочные рассказы» Н. Лескова, ироничные сцены Н. Лейкина «Получение медали», «В Крещенский сочельник». Также свой след в истории рождественской прозы оставили Ф. Достоевский, А. Куприн, А. Чехов, В. Короленко, Л. Андреев.
Конечно, нельзя обойти стороной яркие святочные эпизоды в таких произведениях, как «Евгений Онегин» и «Война и Мир». В романе-эпопее Льва Толстого святкам в семье Ростовых посвящено несколько глав четвёртой части (том II). Здесь и встреча ряженых, и зимняя езда, и встреча с суженым у амбара, и гадание на зеркалах.
![](https://media-1.gorbilet.com/%3CWSGIRequest%3A%20POST%20'/v2/ckeditor/upload/'%3E77/68/4c/728x410_1_a22d8e4798083c7dad5cd68fdd556c4f%401450x816_0xxIPYfT9I_6057901600755085233.jpg_P5Gwkx5.webp)
Кадр из фильма «Война и мир», С. Бондарчук, Мосфильм, 1865