Фёдор Осипович Шехтель — один из самых ярких представителей эпохи модерна рубежа XIX—XX веков. Он приехал в Россию с семьёй из Баварии, учился в Москве вместе с Левитаном, но был отчислен за плохую посещаемость, дружил с Чеховым, занимался архитектурной практикой и создавал декорации и костюмы для театральных постановок и народных гуляний, проектировал сооружения для городских парков и работал художником.
Делать основной акцент на архитектуре, а именно проектировать частные дома и загородные усадьбы, он начал в 1882-1883 годы. Сперва большинство построенных им зданий располагались за пределами Москвы из-за отсутствия у мастера диплома о высшем образовании. Однако постепенно, когда он сдал экзамены экстерном, получил множество хороших рекомендаций и опыт сотрудничества с именитыми зодчими того времени, к нему стали обращаться и в Златоглавой. Особенно популярным и востребованным Шехтель стал после создания особняка Морозовой в 1893—1898 годы. Его он выполнил ещё в готическом стиле, но после перешёл к модерну.
Ярославский вокзал
Комсомольская площадь, 5
Шехтель не был первым архитектором вокзала. Изначальный проект составил Р.И. Кузьмин. Небольшое П-образное здание открыли в 1862 году. С расширением железной дороги — сперва её проложили до Сергиева Посада, затем, в 1870-х годах, — до Ярославля, а к 1899 году — до Архангельска, потребовалось новое здание. Проект перестройки поручили Л. Н. Кекушеву, а вскоре был приглашён и Шехтель.
Он придал вокзалу совершенно новый вид: пристроил фасад с элементами древнерусской архитектуры, добавил высокую кровлю, широкий фриз, майоликовые вставки с сюжетами по собственным «северным» рисункам, башню и гигантскую входную арку. Здание стало похоже на массивный и нарядный терем в неорусском стиле.
Фото: yulenochekk / Фотобанк «Фотодженика»
Особняк Зинаиды Морозовой
Спиридоновка, 17
Сегодня — Дом приёмов МИД России, особняк для жены Саввы Морозова был построен по проекту Шехтеля в 1893—1898 годы. На тот момент Шехтель ещё не был известен, но будущие владельцы пригласили его, так как они уже были знакомы: архитектор работал над дачей мецената в Подмосковье. Особняк в стиле средневековых английских замков выглядел диковинно: остроконечные шпили, стрельчатые окна, горгульи — в то время неоготических зданий в центре Москвы ещё не было. Однако он соответствовал желаниям Морозова, который несколько лет жил в Британии.
Особняк Зинаиды Морозовой: неоготический шедевр Фёдора Шехтеля
Для декоративного оформления особняка и изготовления внутренних украшений Шехтель позвал в помощники тогда ещё неизвестного художника Михаила Врубеля: он создал скульптуру «Роберт и монахини» и витраж для холла с изображением рыцаря. В интерьерах сочетались готика, классика, барокко и ампир.
Фото: shutterstock
Типография Левенсона
Трёхпрудный переулок, 9
Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон было одной из лучших типографий и издательств Российской империи. Специально для неё в 1900 году построили новое здание. Проект поручили Шехтелю — к тому моменту он уже был довольно знаменитым артитектором, но ещё не признанным мастером модерна.
Типографию он выполнил в сочетании фирменных направлений: административное здание, расположившееся вдоль переулка, с его двумя асимметричными башнями и щипцовой крышей напоминает романо-готический замок, но разные по форме окна, украшения фасада и кованые светильники — это элементы модерна. Интересно основание угловой башни — оно украшено на французский манер — лепным орнаментом чертополоха.
Фото: © baldin-si@mail.ru / Фотобанк «Фотодженика»
МХТ имени Чехова
Камергерский переулок, 3
Снова Шехтель не был первым архитектором здания, но таким, каким мы видим театр сейчас, он стал именно благодаря ему и И.А. Фомину. Проект разработали при участии сооснователя и художественного руководителя К.С. Станиславского и режиссёра В.И. Немировича-Данченко. В 1902 году мастера не только перестроили фасад, но и выполнили перепланировку. Интерьеры и внутренне убранство вплоть до мелочей, например, занавеса и светильников, оформили по рисункам Шехтеля. Более того, символ и эмблему МХТ, чайку, тоже придумал он, вдохновившись птицей, убитой Левитаном на охоте.
Театр в стиле модерн стал изящным, но довольно сдержанным, особенно в интерьерах. Шехтель отошёл от чрезмерной парадности и пышности. Тем не менее, здание вызывает ощущение праздника благодаря деталям: кованые фонари, геометричные дверные ручки, горельеф над главным входом работы скульптора Анны Голбубкиной — всё это говорит о любви создателей театра к искусству.
Фото: Алёшина Оксана / Фотобанк «Лори»
Особняк Рябушинского
Малая Никитская, 6/2
Банкир и фабрикант Степан Павлович Рябушинский был любителем искусства и другом Шехтеля. Заказ предпринимателя стал для тогда уже известного архитектора прекрасной возможностью отточить стиль модерн и создать полностью авторское здание.
Построенный в 1900-1903 годах, особняк считается образцом модерна. Массивный ассиметричный фасад и разные окна, изогнутые кованые решётки, контраст изгибов и строгих линий — внешний вид сделан под стать внутреннему убранству, удобному для жильцов: особенностью этого стиля стало то, что на первом плане был именно комфорт, а не пышность фасада, кричащая о достатке хозяев.
Владелец хотел разместить здание в глубине участка, поэтому на улицу выведено только массивное крыльцо, остальные части дома скрыты за кронами деревьев. Природные мотивы прослеживаются и в декоре: решётки на окнах напоминают извивающиеся растения, мозаика на фризе изображает орхидеи.
Фото: © yulenochekk / Фотобанк «Фотодженика»