Горбилет | 02 марта 2024

Современные дирижёры России, которых нужно знать

Собрали в одной статье пять имён и дирижёрских судеб современной российской сцены. Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Теодор Курентзис, Фабио Мастранджело — все они возглавляют значительные музыкальные коллективы нашего времени.
7405
0.0
0
Пять известных дирижёров России
Фото: Теодор Курентзис / binoculars-travel.ru

Валерий Гергиев


Гергиева знают даже те, кто никогда глубоко не интересовался академической музыкой. Худрук и директор Мариинского театра, а с 2023 года — директор Большого театра, народный артист России, бывший главный дирижёр Мюнхенского филармонического и Лондонского симфонического оркестров, четырёхкратный лауреат «Золотого софита», обладатель нескольких «Золотых масок» за дирижёрскую работу и вклад в искусство — всю биографию Гергиева можно составить лишь из его наград и титулов. 

Валерий Абисалович — выдающаяся фигура российской музыкальной сцены. Он родился в Северной Осетии, поступил в Ленинградскую консерваторию. Ещё в студенчестве победил на конкурсе имени Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве. В то время главным дирижёром Кировского театра (ныне Мариинский) был Юрий Темирканов. Он пригласил Гергиева на место своего ассистента. Его дирижёрским дебютом в театре стала опера Прокофьева «Война и мир». В 1988 году Темирканов ушёл в Ленинградскую филармонию, а Гергиев занял пост главного дирижёра Кировского театра. 

Всего за несколько лет работы Гергиев смог вернуть театру славу первой музыкальной сцены страны — статус, который был утерян в советские годы — а вместе с ним и почётное имя, данное в честь императрицы Марии Александровны. Увидеть маэстро можно на концертах Симфонического оркестра Мариинского театра и операх Мариинки


Фото: meloman.ru
 

Юрий Башмет


Альтист и один из крупнейших музыкантов нашего времени родился в Ростове-на-Дону, окончил Львовскую музыкальную школу и поступил в Московскую консерваторию имени Чайковского. Ещё студентом победил на международном конкурсе в Будапеште и ARD в Мюнхене. Начал активно выступать как альтист в 1976 году, покорил Московскую, Европейскую, Канадскую, Японскую и другие зарубежные сцены. Давал концерты в «Ла Скала», Карнеги-холле, Берлинской филармонии и ещё на множестве крупнейших иностранных и российских площадках.

Дирижировать Башмет начал в 1985 году, а уже в 1986-м создал свой камерный оркестр «Солисты Москвы», за которым поклонники готовы были колесить по всей стране. В 2002 году Юрий Абрамович возглавил Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». После смерти Святослава Рихтера под его управление перешёл фестиваль «Декабрьские вечера». Кроме того, Башмет создал и занял должность руководителя первого в России Международного конкурса альтистов. Маэстро возглавляет ещё несколько фестивалей, в том числе своего имени, и «Экспериментальную кафедру альта», которую основал сам в Московской консерватории.


Фото: classicalmusicnews.ru

 

Владимир Спиваков


Президент Московского Дома музыки, руководитель Национального филармонического оркестра России и камерного оркестра «Виртуозы Москвы», скрипач и дирижёр учился у профессора Московской консерватории Юрия Янкелевича. Наставник подарил ему скрипку работы мастера Франческо Гобетти — Спиваков играл на ней до 1997 года, а после перешёл на инструмент, созданный Антонио Страдивари. В качестве солиста Спиваков выступал с лучшими оркестрами мира под управлением Юрия Темирканова, Евгения Светланова, Сейдзи Озавы, Лорина Маазеля, Карло Марии Джулини и других выдающихся дирижёров.

Скрипача полюбили по всему миру. В середине 1970-х Спиваков начал учиться дирижировать. Осваивал мастерство в Нижегородской консерватории у Израиля Гусмана, брал уроки у Лорина Маазеля и Леонарда Бернстайна в США. Американский маэстро подарил любимому ученику свою дирижёрскую палочку, с которой Спиваков не расстаётся до сих пор. В 1979 году он создал камерный оркестр «Виртуозы Москвы», которым руководит по сей день.


Фото: muzcentrum.ru

 

Теодор Курентзис


Создатель и руководитель оркестра и хора musicAeterna родился в Афинах в семье пианистки и композитора. Переехал в Россию, чтобы учиться в Петербургской консерватории у Ильи Мусина — наставника Темирканова и Гергиева. Затем возглавил Новосибирский театр оперы и балета: там и появился musicAeterna.

В 2011 году вместе со своим детищем переехал в Пермский театр оперы и балета, кроме него начал руководить Дягилевским фестивалем. Курентзис — фигура так называемой пермской культурной революции: при нём город действительно постепенно превращался в культурную столицу Европы. В 2019 года Курентзис и musicAeterna переместились в петербургский Дом Радио: сделали его одной из самых элитных и эстетских культурных площадок России.

Основа мастерства Курентзиса и его оркестра — неординарная интерпретация музыкальных произведений, игра на аутентичных инструментах и высокий профессионализм. Вместе с коллективом дирижёр гастролирует по крупным площадкам России, выходит на сцены в Испании, Италии, других странах Европы и даже в Дубае. 

«У меня было много одарённых учеников и только один гений», — слова Ильи Мусина о Курентзисе. Больше интересных фактов о звезде академической музыки вы найдёте
в нашей статье.


Фото: пресс-служба MusicAeterna / Антон Завьялов

 

Фабио Мастранджело


Дирижёр и пианист родился в Италии. Окончил Женевскую консерваторию и Королевскую академию музыки в Лондоне. Ещё в годы учёбы побеждал на фортепианных конкурсах в Осимо и Риме. В 1986 году Мастранджело стал ассистентом дирижёра в театре «Петруццелли» в Бари. Совмещал работу с карьерой пианиста, в 1996-м создал оркестр «Виртуозы Торонто», был художественным руководителем фестиваля «Звезды Шайи» во французской коммуне Шайи-сюр-Армансон.

В 2002 году Мастранджело переехал в Россию. Здесь его дирижёрским дебютом стала «Травиата» в Михайловском театре в Петербурге. В 2013-м он возглавил «Мюзик-Холл» (Музыкальный театр имени Шаляпина). Больше десяти лет Мастранджело сотрудничает с Мариинским театром. Сейчас возглавляет оркестры
«Северная симфония» и «Северная симфониетта».  


Фото: classicalmusicnews.ru

О нюансах и трудностях профессии дирижёра рассказали в статье «Для чего оркестру нужен дирижёр?»

Похожие темы

Рекомендованные материалы

22 июля 2023

В Мариинском театре состоялась премьера оперы Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры»

342
0.0
0

Отзывы 0

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
18 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМестаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортЕдаТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+