Анастасия Вохминцева | 05 декабря 2024

«Немая сцена» Мейерхольда: о новой выставке Театрального музея в честь юбилея великого режиссёра

Парад культурных мероприятий в честь 150-летия Всеволода Мейерхольда продолжил Музей театрального и музыкального искусства. В его филиале на Зодчего Росси открылась выставка, которая затронула важнейшие события последних десяти лет жизни мастера.
296
0.0
0
«Немая сцена» Мейерхольда: о новой выставке Театрального музея в честь юбилея великого режиссёра
Фото: Анастасия Вохминцева / Горбилет
Как признавался сам Мейерхольд, к постановке гоголевского «Ревизора» он шёл всю жизнь. Этот спектакль стал не только самым значимым в его режиссёрской судьбе, но и одним из самых выдающихся в истории российского театра XX века. Именно сцены из «Ревизора» должны были украсить фризы на фасаде нового здания Театра им. Мейерхольда. Именно «Ревизор» стал последним спектаклем, сыгранным на сцене ГосТиМа 8 января 1938 года, перед его закрытием по приказу о ликвидации.

Новая выставка Театрального музея «Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда» исследует последнее десятилетие жизни великого режиссёра и театрального деятеля через призму трёх пространств: архитектурного, литературного и исторического. В каждом из трёх залов зритель встретится с темами, которые так волновали Всеволода Эмильевича, – это строительство нового театра, работа над «Ревизором» и Петербург.
 

Оказавшись в первом зале, вы словно попадаете на строительную площадку: серые бетонные стены и красные балки по периметру будут сопровождать экспонаты на протяжении всей выставки. Такое художественное решение было найдено не случайно. Оно подсвечивает незавершённость, недостроенность творческой и личной судьбы Мейерхольда, ведь его стремление построить театр будущего так и осталось несбыточной мечтой.
 

Первый зал демонстрирует чертежи и планы нового здания Театра им. Мейерхольда, проект которого зародился в 1931 году. Его главной архитектурной мыслью стало единство сцены, зрителя, природы и технологий. Также Мейерхольд горел идеей построить «Творческую башню» – особое пространство для объединения актёров, режиссёров, художников и композиторов. «Вавилонским» замыслам Мейерхольда не суждено было осуществиться, о них теперь напоминают только линии карандаша на бумаге и чудом сохранившиеся мозаичные полотна, которые должны были увековечить образы спектакля «Ревизор» на здании ГосТиМа. Шесть мозаик с персонажами пьесы Гоголя впервые демонстрируются публике вместе.
 

Следующий зал встречает посетителей конструкцией, форма которой напоминает всё ту же башню Вавилону, и проекциями с исторической видеосъемкой спектакля «Ревизор», сменяющейся «немыми сценами» картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». О связи этого культурного символа, как с пьесой Гоголя, так и с постановкой Мейерхольда интересно поразмышлять во время погружения в литературно-документальный спектакль, разворачивающийся прямо на стенах музея.
 

В пространстве второго зала встречаются Мейерхольд-режиссёр, Гоголь-писатель и Хлестаков-персонаж. Из высказываний и писем театральных гениев, воспоминаний их современников и реплик героев пьесы складывается мощная образная триада. Неожиданным, порой парадоксальным образом, слова одного вторят мыслям другим, унося вас в калейдоскоп отражений.
 


Театральное действо выставки разбито на 19 тематических эпизодов, среди которых, например, «Не могу жить без Петербурга», «Деньги бы только были», «Литературой существую», «Театральная дирекция говорит», «На судейском стуле», «Немая сцена». В фокусе внимания оказываются вопросы, волновавшие как Мейерхольда, так и Гоголя: жизнь в провинции и столице, цена творчества, отношения с властью, поиск призвания, путешествия, воля судьбы. Мысли гениев прошлых столетий сопровождаются различными историческими артефактами: фотографиями и эскизами спектакля, портретами Мейерхольда и Гоголя, старыми афишами.


На многоуровневом постаменте-башне представлены не менее важные «документы» времени: программка с премьеры «Ревизора» в Александринском театре в 1836 году; мундир, эполеты и головной убор первого лица государства XIX века – знак присутствия императора на первой постановке; сценографический макет мейерхольдовского «Ревизора», бюсты Мейерхольда из редкой фарфоровой коллекции по эскизам Кукрыниксов, письмо режиссёра директору Ленинградского театрального музея и его автограф, оставленный в альбоме мецената Жевежеева. Слова о городе Петра, увековеченные в нём, и стали импульсом к созданию выставки.
 


Наполненность пространства второго зала резко контрастируют с пустотой последнего. После кадров со знаменитой «немой сценой» Мейерхольда, где на сцене вместо живых актёров, оказывались бутафорские скульптуры, взгляд посетителя цепляет теневой силуэт ещё одной башни. Ею оказывается работа современного художника и архитектора Юрия Аввакумова – «Рабочий и Колхозница International» из коллекции «Временные монументы». Экспонат продолжает тему вечного строительства, заданную ещё в самом начале выставки.



Немногочисленные объекты третьего зала создают зеркальную композицию. С противоположных стен смотрят друг на друга два Всеволода Мейерхольда: один – с самого известного портрета режиссёра авторства Александра Головина, другой – с фото после ареста из следственного дела. Грустный, уставший взгляд театрального реформатора, обращённый на зрителя, и мечтательный, полный надежд взор вдаль двукратно рифмуется в пространстве комнаты.


Отражениями друг друга являются и два текста: всё те же пророческие слова Мейерхольда о Петербурге и копия приговора, исполнившего его «пожелание». Оставшиеся две стены заняли картины Ада и Страшного суда, которые кураторы выставки сопроводили цитатой из письма Гоголя маменьке: «Я помню: я ничего сильно не чувствовал. На всё глядел я бесстрастными глазами». Невероятным образом, «немая сцена» разворачивается уже в плоскости жизни самого Мейерхольда. Ему, как персонажам «Ревизора» и героям картины Брюллова, остаётся только в покорном оцепенении ждать неизбежного.
 


Что нужно знать перед посещением


Выставка «Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда» будет работать до 6 апреля 2025 года. Она находится в Театральном музее на улице Зодчего Росси, 2А, по соседству с Александринским театром. Режим работы: с четверга по понедельник с 11:00 до 19:00, в среду с 13:00 до 21:00, по вторникам – выходной. Стоимость билета – 350 ₽, для льготных категорий – 200 ₽.
 
Вам может быть интересно:
Похожие темы

Рекомендованные материалы

23 августа 2023

Как актёры вживаются в роль: искусство переживания

10907
0.0
0

Отзывы 0

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
18 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМестаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортЕдаТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+