Фонтанный дом был фамильной усадьбой графов Шереметевых. Большой участок между набережной реки Фонтанки и Литейным проспектом пожаловал Борису Шереметеву сам Пётр I в 1712 году. Одноэтажный дворец построили здесь в конце 1730-х, позднее к нему добавился второй этаж, а затем и несколько флигелей, в которых будет жить Анна Ахматова.
Шереметевский дом был великосветским очагом в Петербурге: здесь в мастерской творил Орест Кипренский, на музыкальных вечерах выступали композиторы Михаил Глинка, Гектор Берлиоз, Ференц Лист, певица Полина Виардо. После революции в Фонтанном доме открылся Музей дворянского быта, сейчас дворец занимает Музей музыки.
Ахматова переехала в северный флигель Фонтанного дома в 1918 году — в то время здесь жил её второй муж Владимир Шилейко, домашний учитель у младших Шереметевых. Осенью 1922 года поэтесса впервые побывала в южном флигеле, в гостях у искусствоведа, исследователя авангарда Николая Пунина, который через несколько лет станет её гражданским мужем. Ахматова окончательно переехала к нему, в квартиру №44, в 1926-м, после разрыва с Шилейко. В течение жизни поэтесса «кочевала» по разным комнатам квартиры, и оставалась здесь до 1952-го.
Ахматова в Петербурге: маршрут по местам поэтессы
Анна Ахматова и Николай Пунин в саду Фонтанного дома. 1925 год / rodina-history.ru
Квартира Пунина стала коммунальной в начале 1930-х: вместе с искусствоведом, его первой женой и Ахматовой помещение делили дети и внуки домработницы Анны Смирновой. В годы войны и блокады дом пустовал: Ахматова встретила 1941-й в Ленинграде, но затем эвакуировалась в Ташкент и вернулась домой только в мае 1944-го. Примерно тогда же в комнате поэтессы установили прослушку — это произошло после того, как она приняла в гостях секретаря Британского посольства Исайю Берлина. К тому же под окнами, в Шереметевском саду, появилась «скамейка стукача», где круглосуточно дежурили агенты — сейчас об этом страшном эпизоде напоминает арт-объект.
Ахматова вспоминала: «Ко мне подошёл некто и предложил один месяц не выходить из дома, но подходить к окну». Фото: Александр Беляков / Горбилет
В 1946 году вышло постановление против Зощенко и Ахматовой — её поэзию назвали чуждой советскому народу. Ещё через три года арестовали Пунина и сына поэтессы Льва Гумилёва. Комната в Фонтанном доме хранит воспоминания о том, как Ахматова писала письмо Сталину с просьбой спасти её сына, и как мучительно сочиняла цикл «Слава мира», надеясь, что вождь смягчится.
Мрачный туман начал рассеиваться в 1951-м: по прошению Александра Фадеева поэтессу восстановили в Союзе писателей, вскоре домой вернулся Лев Гумилёв. Пройдёт ещё несколько лет и Ахматову начнут печатать и даже выпустят за границу, где Анна Андреевна получит диплом почётного доктора Оксфордского университета. Правда к тому времени она уже навсегда покинет Фонтанный дом.
От Александра Вертинского до Тоси Чайкиной: песни на стихи Анны Ахматовой
Мемориальный музей Ахматовой открылся в садовом флигеле в 1989 году, к столетию со дня рождения поэтессы. Сегодня он превратился в культурный центр: гости заворачивают в арку с Литейного проспекта, чтобы оставить послание на стене, погулять по Шереметевскому саду (и увидеть клён из «Поэмы без героя»), заглянуть в галерею современного искусства «Сарай», выпить латте в «Шумерийской кофейне» или посмотреть спектакли проекта «Музей + Театр в Фонтанном Доме», среди которых постановки для детей и взрослых.
Фото: Александр Беляков / Горбилет
Как устроена экспозиция музея Ахматовой в Фонтанном доме
Пространство разделено на мемориальную и литературно-историческую части. Обойти несколько комнат, из которых состоит квартира, можно быстро, но мы советуем взять экскурсию или аудиогид, и медленно погружаться в обстановку, останавливаясь на деталях (в них вся суть!). Чтобы попасть в экспозицию, нужно подняться по лестнице и войти через типичную дверь с почтовым ящиком и табличкой «Николай Николаевич Пунин».
Фото: Александра Шишкина / Горбилет
Обстановка внутри — как в любой квартире петербургско-ленинградских интеллигентов: небольшая прихожая с кафельной печью, зеркалом и дисковым телефоном, узкий коридор, где была фотолаборатория Пунина, скромная коммунальная кухня с медной посудой, кабинет гражданского мужа Ахматовой с печью (в ней в 1935 году поэтесса и первая жена её возлюбленного сжигали бумаги и фотографии Пунина после его ареста), уютная столовая, где собирались по праздникам, детская, куда Ахматова переехала после того, как рассталась с Пуниным, и где сочиняла «Поэму без героя».
Когда Лев Гумилёв переехал в Фонтанный дом в 1929 году, он отгородил себе место в коридоре и спал на чемодане. Фото: Власта Баранова / Горбилет
Над обаятельной ретроатмосферой квартиры витает холодный дух сталинских лет, что хорошо ощущали гости: «атмосфера неблагополучия, глубоко свойственная всей эпохе, может быть, нигде не чувствовалась так остро, как в Фонтанном Доме», — писал Всеволод Петров. Невозможно разрушить связь между флигелем и несчастьями, преследовавшими Ахматову. Именно в этой квартире арестовали Гумилёва и Пунина. О страшном событии напоминает пальто гражданского мужа Ахматовой — так и висит в коридоре.
Все предметы в музее подлинные, из-за чего порой делается жутко. Фото: Александра Шишкина / Горбилет
Были, конечно, и счастливые минуты: несмотря на сменившуюся государственную идеологию, в Фонтанном доме отмечали праздники, к которым привыкли с детства. Каждое Рождество украшали ёлку, даже когда она была под запретом. Кроме того, именно здесь Ахматова ощущала связь с прошлым, к которому всегда была привязана. Например, с Пушкиным — считается, что его знаменитый портрет Кипренский написал в своей мастерской в Фонтанном доме.
В этой комнате Ахматова встречалась с Берлином, после чего в доме установили прослушиващее устройство. Фото: Александра Шишкина / Горбилет
Жизнь Ахматовой в музее раскрывается через подлинные предметы мебели и быта, фигурки, чернильницы, статуэтки, чёрно-белые фотографии и рисунки в рамах. В залах выставляются портреты самой поэтессы, среди которых особенно запоминается рисунок итальянца-футуриста Амедео Модильяни — у них был страстный роман. На столах встречаются книги, черновики статей и стихов.
По большинству комнат можно свободно ходить и рассматривать предметы вблизи. Иногда кажется, будто попал на иммерсивный спектакль. Фото: Александра Шишкина / Горбилет
После осмотра мемориальной экспозиции зритель входит в зал со стенами красного кирпича, и попадает в литературную часть музея. Она состоит из семи инсталляций, каждая из которых отмечена текстом той или иной «Северной элегии» — поэтической биографии Ахматовой. Здесь можно проникнуть во внутренний мир поэтессы, поблуждать по её текстам. Экспонаты интерактивные: сенсоры откликаются на движения руки — предмет на витрине подсвечивается, на экране возникает его описание и соответствующее высказывание Ахматовой о ней. В этом зале выставлены, например, фотографии маленькой Анны Андреевны, автопортрет, карточка, по которой она попадала в Фонтанный дом, старинный крест и другие интересные вещи, которые окружали поэтессу всю жизнь.
Фото: Александра Шишкина / Горбилет
Не спешите убегать из музея, когда осмотрите все экспонаты в квартире Пуниных-Ахматовой! По входному билету можно попасть на выставку об Иосифе Бродском.
Бродский в Фонтанном доме
Близкому другу Ахматовой посвящена инсталляция «Иосиф Бродский. Натюрморт». Куратор экспозиции Павел Котляр «прочитывает» мемориальные предметы через стихотворение «Натюрморт». Выставка рассказывает о герое с помощью поэтических ассоциаций, которым подчинена организация пространства. Поначалу может показаться, что вещи расставлены в хаотичном порядке, но у всех есть своя логика, а некоторые оставлены так, как было при Бродском. Понять инсталляцию помогает бесплатный аудиогид, его выдают при входе.
Фото: Александра Шишкина / Горбилет
Важно отметить, что поэт никогда не был в Фонтанном доме: он познакомился с Ахматовой только в 1961 году, и они быстро стали близкими друзьями. Сегодня в музее хранится больше четырёх тысяч предметов, связанных с Бродским. Первые появились ещё в 1990-м, при жизни Иосифа Александровича. Затем вещи поэта в Фонтанный дом передавали его друзья и жена Мария Соццани. Крупная мебель приехала в музей из Нью-Йорка, а некоторые книги и декоративные предметы — из «полутора комнат» в доме Мурузи.
Галерея «Сарай»
Островок современного искусства в Фонтанном доме под чутким руководством художника Петра Белого. Выставочное пространство каждый месяц открывает новые экспозиции, объединённые темой «Было / не было». Здесь показывают актуальное искусство перспективных героев арт-сцены. В галерее уже проходили выставки Ирины Кориной, Светы Исаевой, Николая Чирятьева, Петра Кирюши, Игоря Яновского и других художников.
«Шумерийская кофейня» (с котиками!)
Прийти в Фонтанный дом можно просто так, чтобы выпить кофе и полакомиться десертами в «Шумерийской кофейне». Название придумала сама Ахматова: так она окрестила комнату в Северном флигеле, где жила с переводчиком с аккадского языка шумерского эпоса о Гильгамеше — вторым мужем Владимиром Шилейко. Ценим небольшую кофейню за продуманную подачу, сезонную летнюю террасу и почти библиотечную тишину внутри. Столики небольшие: находятся в коридоре Фонтанного дома. Заглянуть сюда стоит хотя бы ради милейших рыжих котиков — они любят сопеть на диванах.
Пушистые «сотрудники» — символ и гордость музея. Сегодня в Фонтанном доме живут три кота: Иннокентий, Персик и «новичок» Роберт Фрост (в честь любимого поэта Бродского). Хвостатые редко прячутся от посетителей, ведут себя спокойно, охотно позируют для фото и дают себя погладить.
Фото: Александр Беляков / Горбилет
Как добраться до музея Анны Ахматовой
Музей находится по адресу Литейный проспект, 53. Ближайшая станция метро — «Маяковская». Рядом также находятся остановки «Литейный проспект» и «Улица Жуковского», до которых доезжают автобусы № 290, 15, троллейбусы № 15, 8, 12, 3.
В музей попадают через арку, в которой гостей встречает портрет Ахматовой во всю стену. Затем нужно пройти по аллее ко входу внутрь флигеля: там будут кассы и «Шумерийская кофейня». Слева во дворике находится дверь в галерею «Сарай».
Как работает музей Анны Ахматовой, и сколько стоят билеты
Музей открыт во вторник, четверг–воскресенье с 10:30 до 18:30, в среду с 12:00 до 20:00 (понедельник выходной, касса закрывается на час раньше). По такому же расписанию работает галерея «Сарай».
Билет для взрослых стоит 400 ₽, для пенсионеров — 300 ₽, для студентов и учащихся — 200 ₽. Оплатить вход можно по «Пушкинской карте», также есть льготы для владельцев «Единой карты петербуржца». Билет с аудиогидом стоит 700 ₽, 600 ₽ и 500 ₽ соответственно. Вход с экскурсией по основной экспозиции обойдётся в 800 ₽ для взрослых, 500 ₽ для пенсионеров, студентов и учащихся. Билет на выставку в галерею «Сарай» стоит 100 ₽.