«Великий Карл» — так художника назвал Василий Жуковский на волне фурора, который произвела картина «Последний день Помпеи» в России в 1834 году, когда её привезли на родину после триумфа в Европе. Работой восхищались современники Брюллова в Риме и Милане, а Парижский салон, куда полотно попало по протекции заказчика и мецената Анатолия Демидова, присудило золотую медаль бурлящей «спецэффектами» картине.
«Последний день Помпеи» остаётся самым известным произведением Брюллова и жемчужиной Русского музея. Впрочем, в юбилейной экспозиции (23 декабря исполняется 225 лет со дня рождения художника) директор Алла Манилова и куратор Григорий Голдовский хотят развенчать миф о «мастере одной картины». Для этого в Михайловский дворец привезли около 160 полотен и примерно 250 акварелей и рисунков из десятков российских государственных и частных собраний, а главным образом из Третьяковской галереи, куда выставка отправится весной.
Экспозиция «Великий Карл» даёт три мощных аккорда: разделы, где публике представляют самые монументальные работы «Пушкина русской живописи». Всего же проект занимает семь залов. Маршрут для зрителя выстроен хронологически: учёба в Петербурге, итальянский период, возвращение в Россию и профессорство в Академии художеств, последние годы в Италии.
Первый зал встречает ранними работами «Нарцисс, смотрящийся в воду» и «Явление Божие Аврааму у дуба Мамврийского в виде трёх ангелов». Последняя была выпускной картиной юного Брюллова и удостоилась золотой медали Академии художеств, что дало право на несколько лет уехать в Италию за счёт меценатов.
Тут же, в уголке, прячется «Итальянский полдень» — работа, из-за которой Брюллов поссорился с Обществом поощрения художников, спонсировавшим его вояж. В отзыве старшие коллеги указали на неизящество модели и слишком будничную сцену. Карл парировал, сказал, что хотел показать естественность, гармонию человека и природы. Картину позже «реабилитировали» — подарили императрице Александре Фёдоровне в пару к «Итальянскому утру».
Следующий зал — восхождение к «Последнему дню Помпеи» (1833). Архитектор выставки Андрей Воронов построил лазурный пандус — зритель следует за карьерой Брюллова, которая идёт в гору именно после монументального полотна со сценой катастрофического извержения Везувия. Многих озадачил выбор «цвета Тиффани» для дизайна экспозиции, но Воронов сделал это нарочно: ему хотелось добиться ощущения свежести, заставить посетителя через окружение иначе взглянуть на известную картину.
Фигуры «Последнего дня Помпеи» поражают вблизи, а разглядывать их — чистое удовольствие. Специально к выставке провели комплексную научную реставрацию картины, впервые за 200 лет! Теперь она выглядит чистой и свежей, как будто только-только вышла из мастерской Брюллова, где у неё весь день просидел Вальтер Скотт, заключивший, что это целая эпопея. Смена цивилизаций, уход сухой академической традиции, рождение русского искусства — такими смыслами наполнен «Последний день Помпеи». Это почувствовали все, а сформулировал Евгений Баратынский в экспромте: «И был последний день Помпеи для русской кисти первый день!»
В этом же зале висит холст «Смерть Инессы де Кастро» (1834), написанный Брюлловым на любовный сюжет из португальской истории. Вдохновлённый успехом «Последнего дня Помпеи», художник завершил работу в рекордный срок, всего за 17 дней. Произведение выставляется в оригинальной раме 1840-х годов.
Впрочем, по живописности «серьёзная» картина вряд ли может соревноваться с обаятельной «Всадницей» (1832). Портрет грациозной красавицы создавался по заказу графини Юлии Самойловой — возлюбленной Брюллова, которая ввела его в высший свет Италии. Позировали для «Всадницы» воспитанницы аристократки: Джованина и Амацилия Пачини.
Черты Самойловой можно узнать в нескольких пронзительных образах картины «Последний день Помпеи»: женщины, укрывающей дочерей, и девушки на ступеньках храма, за которой Брюллов поместил автопортрет. Роковая красавица возникает и на портрете графини, удаляющейся с бала («Маскарад», 1842).
Всего в Европе художник провёл 12 лет, и за это время создал «итальянский жанр» в живописи — научился видеть красоту в «тривиальных» сюжетах и ослабил в работах давление академизма.
Следующий «ударный» зал выставки переносит в «российский» и «духовный» периоды Брюллова. Художник вернулся из заграничной командировки в 1835 году настоящей звездой. В честь него знатные дворяне устраивали вечера и приёмы, Брюллов познакомился с Пушкиным и Тропининым, который позднее написал портрет Карла Павловича, а также получил звание младшего профессора Академии художеств, где руководил классом исторической живописи.
Император Николай I предложил Брюллову написать полотно на сюжет из российской истории, например, о взятии Казани. Опьянённый вольным итальянским воздухом художник руководствовался своими взглядами, и в 1839-м начал работать над картиной «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году». Брюллов читал труды Николая Карамзина и осматривал развалины крепостной стены в Пскове, старался в мастерской четыре года, но всё равно оказался недоволен композицией и настроением картины. Завершать работу не стал — повернул недописанный холст к стене и забыл о нём.
По другую сторону зрительское внимание «хватают» гигантские эскизы и «картоны» для росписей купола Исаакиевского собора. Поражает «Святой Николай Мирликийский с ангелами», размещённый под наклоном — иначе работа размером 1380 на 1036 не помещается.
Другой духовный сюжет — заалтарный образ «Распятие», выполненный в 1838 году для лютеранской церкви святых Петра и Павла на Невском проспекте, архитектором которой был брат художника Александр Брюллов.
Далее следует компактный зал графики — акварелей и рисунков. В этой области Брюллов был новатором, научил русское общество видеть в рисунке самоценное произведение. Любопытен его «Сон монашенки», портрет графини Ольги Ферзен, изображение Полины Виардо и «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне», который Пушкин выпрашивал у Брюллова за четыря дня перед смертью.
В следующей небольшой комнате с поздними полотнами замечательны три версии знаменитого автопортрета, написанного больным и сильно похудевшим Брюлловым всего за пару дней в 1848-м. Один из вариантов — повторение, созданное по просьбе графини Софьи Бобринской. Рядом зритель будет рад узнать полотно «Гадающая Светлана», вдохновлённое балладой Жуковского, и жизнерадостный «Бахчисарайский фонтан» на пушкинский сюжет — гедонист Брюллов показывает счастливый день в гареме.
Большая зрительская премьера — «Христос во гробе», в отдельном зале в полумраке. Работа-«транспарент» написана на очень тонком холсте и требует темноты. Картина подсвечивается сзади, из-за чего как будто сияет и парит в воздухе. Холст создавался для домовой церкви графа Николая Адлерберга, «жил» с ним в Германии и Финляндии. С 1930-х картина считалась утраченной. Её обнаружили в 2000-е в коллекции Александра Певзнера и после многолетних судебных тяжб поместили в Русский музей. Пока что холст намеренно выставляется без реставрации.
Сколько стоят билеты на выставку «Великий Карл»
По будням входной билет стоит 900 ₽, по выходным — 1000 ₽. Билет для пенсионеров — 600 ₽ в любой день. Для студентов — 450 ₽ в будни и выходные.
Предусмотрены льготные сеансы для пенсионеров и инвалидов второй группы: начинаются в 14:29 и 15:29. Билет стоит 450 ₽. На каждый сеанс — 30 мест, покупать стоит заранее.
Билет на экскурсию по выставке стоит 1500 ₽.
Фото: Александра Шишкина / Горбилет