Трофейное искусство
Много лет тянутся проблемы Эрмитажа, связанные со Второй мировой войной. В 1945 году Советская армия вывезла из Германии многие произведения искусства. У нас трофейные шедевры считались символом победы и компенсацией за дворцы и памятники, разрушенные немецкими войсками. Годы спустя немцы стали требовать реституции, русские отказывали, а достичь компромисса оказалось невозможно.
Картины Сезанна, Тулуз-Лотрека, Моне, Писсарро, Ренуара, Ван Гога, а главное — «Площадь согласия» Эдгара Дега — долго время считалась утерянными. На самом деле, они преспокойно лежали в спецхране Эрмитажа. Многие советские музейщики знали о несекретном секрете. Зарубежные специалисты тоже догадывались, но ничего не говорили, чтобы не подставлять коллег.
Эдгар Дега. Площадь Согласия. 1876 год. Из собрания Государственного Эрмитажа / commons.wikimedia.org
Показать картины публике удалось в 1995 году. По словам Пиотровского, проект «Неведомые шедевры» должен был «превратить политический скандал в художественную сенсацию». Экспозиция действительно произвела фурор, на неё съезжались со всего мира.
Распродажа Эрмитажных картин
Каждый поклонник прекрасного хватается за сердце, когда вспоминает о проданных большевиками Тициане, Яне Ван Эйке, Рембрандте, Рафаэле и Боттичелли. Некогда все могли наслаждаться «Поклонением волхвов» итальянского мастера в Петербурге, а теперь нам остаётся только ехать за ним в Италию, в галерею Уффици. То же самое можно сказать ещё о 2879 картинах, разбросанных по всей Европе.
Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов. Ок. 1475 года. Картина была продана из Эрмитажа, сейчас находится в галерее Уффици / commons.wikimedia.org
Продажи шли с 1928 по 1933 годы. Начались из-за того, что у советского правительства не хватало денег на закупку техники и строительство заводов. Пополнять бюджет решили за счёт музейных коллекций. Распродажей всемирного наследия занималось агентство Внешторга «Антиквариат». Инициаторы сулили руководству баснословную выручку, но жестоко ошиблись. Проданные культурные ценности принесли не более процента от валового дохода страны и не особо повлияли на темп индустриализации. Нажились на них немецкие антикварные фирмы, которые скупали живопись, гравюры и прочие дары за бесценок, а потом перепродавали втридорога.
Всего через Наркомторг ушло более шести тысяч тонн бесценного искусства. Стоит отдать должное сотрудникам Эрмитажа. Они героически, иногда хитростью, иногда через обращения напрямую к Сталину отстояли многие шедевры: например, «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи, серебряную раку Александра Невского, скифское золото.
Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа. Ок 1478—1480 года. Из собрания Государственного Эрмитажа / commons.wikimedia.org
Дело Ларисы Завадской
8 ноября 2005 года на рабочем месте скончалась Лариса Завадская, хранитель коллекции ювелирных изделий и драгоценных металлов Эрмитажа. Причиной смерти назвали инфаркт, но позже появилось предположение, что это было убийство.
Через год комиссия из пяти человек во главе с заведующим отделом Вячеславом Федоровым провела проверку её хранилища. Выяснилось, что в коллекции не хватает 226 предметов.
Фото: shutterstock.com
Поднялся скандал, но скоро экспонаты начали возвращаться. Затем вскрылись подробности о преступниках: Завадская больше десяти лет забирала предметы из своего хранилища и уносила домой. Её муж Николай признался, что продал 70 ценностей из коллекции Эрмитажа, а во время обыска у него нашли 50 залоговых билетов из ломбардов. Завадского посадили на пять лет.
Пропажа «Бассейна в гареме» и звонок Зюганову
Картину салонного художника Жана Леона-Жерома «Бассейн в гареме» приобрёл в Париже ещё Александр III — в его время такие работы считались очень модными. В наши дни подобная живопись не пользуется популярностью, поэтому 22 марта 2001 года залы Барбизона и Салона были закрыты. Именно в этот день таинственный вор пробрался к Жерому мимо охранника и вырезал картину из рамы. Кражу обнаружили, музей заперли, всех обыскали, но о полотне ничего не было слышно ещё пять лет.
В 2006 году Геннадию Зюганову в Госдуму позвонил неизвестный. Он сказал, что если кто-то из сотрудников аппарата встретится с ним в метро, то «получит бесценную картину». Свёрток забрали. В нём оказалось полотно Жерома.
Жан-Леон Жером, Бассейн в гареме. 1875 год. Из собрания Государственного Эрмитажа / commons.wikimedia.org
Найденный «Бассейн в гареме» обследовали — это действительно был некогда исчезнувший подлинник. Правда, сильно повреждённый: сложенная вчетверо картина еле держалась на нитях холста. К слову, личность преступника всё ещё остаётся загадкой и предметом спекуляций.
Кражи египетской чаши и польской вазы
В 1994 году с выставки «Культура и искусство народов Кавказа» пропала небольшая египетская стеклянная чаша III века до нашей эры. Год спустя её нашли в квартире бывшего электрика Эрмитажа.
А в 2006-м на Украине обнаружили польскую стеклянную вазу, оправленную в бронзу и серебро. Она пропала с выставки «Художественное оформление русского интерьера». Экспонат вернули в Эрмитаж и приурочили событие к круглому столу «Украина — Россия: возвращение культурных ценностей», который проходил в 2010 году.
Фото: shutterstock.com
Несчастная «Даная» и Бронюс Майгис
Самым вопиющим инцидентом в истории Эрмитажа до сих пор считается история с «Данаей» Рембрандта. Трагедия произошла 15 июня 1985 года. В зал вместе с экскурсией пришёл Бронюс Майгис, житель Литовской ССР. Он спросил у работниц, какая из картин здесь наиболее ценная. Потом подошёл к «Данае» и трижды выплеснул на неё серную кислоту из склянки. В довершение Майгис достал нож и дважды порезал картину.
Сотрудники Эрмитажа на месте пытались спасти искусство, опрыскивали полотно водой из стаканов. Когда «Данаю» передали реставраторам и искусствоведам, выяснилось, что красочный слой уничтожен на 30%. Картину восстанавливали 12 лет.
Рембрандт, Даная. 1636—1647 годы. Из собрания Государственного Эрмитажа / commons.wikimedia.org
Майгиса арестовали. Он заявил, что покушался на живопись из-за ввода Советских войск в Литву в 1940 году, позже утверждал, что просто ненавидит женщин, а затем сказал, что нуждался во внимании. Суд признал вандала невменяемым и отправил в психиатрическую лечебницу, где тот провёл шесть лет.
Всем, кого волнуют другие тайны главного музея Петербурга, советуем книгу «Культура как скандал. Из истории Эрмитажа». В ней директор институции Михаил Пиотровский и английская журналистка Джеральдин Норман анализируют историю Эрмитажа через скандалы, которые происходили 300 лет назад и в недавнем прошлом.
Рекомендуем:
• «5 фильмов, снятых в Эрмитаже»;
• «День в Эрмитаже: как не заблудиться и что смотреть в первую очередь».