«Солнцестояние», 2019
реж. Ари Астер
Фильм ужасов, который страшит не монстрами или натуралистичным насилием, а полным отсутствием темноты. Студенты из Америки приезжают в шведскую глушь на праздник солнцестояния — кто-то хочет отвлечься от личных проблем (у главной героини погибла семья, а ее парень вот уже год не может с ней расстаться), кто-то собирается написать курсовую по языческим культам, а кто-то просто решил отдохнуть. Но приветливые на первый взгляд жители деревни оказываются не теми, за кого себя выдают, а древние ритуалы сегодня воспринимаются как нечто абсолютно неприемлемое.
«Суспирия», 1977
реж. Дарио Ардженто
Классика «джалло» — поджанра итальянского хоррора, совмещающего в себе детективную историю, мелодраму и триллер. Одной из ключевых особенностей этого направления является демонстрация долгих, кровавых и изощрённых сцен убийств (именно «джалло» считается предвестником «слэшера») и необычная работа с камерой — убийства часто показываются «глазами убийцы», которого мы не видим (максимум его руки в черных кожаных перчатках). Действие «Суспирии» разворачивается в закрытой балетной школе: юная Сюзи приезжает на новый семестр и тут же становится свидетельницей странной смерти одной из учениц. Ардженто снимает очень эстетичный хоррор в неоне — «Неоновый демон» Рефна обязан снять перед ним шляпу.
«Тёмные воды», 2001
реж. Хидэо Наката
Все слышали о японском «Звонке» (1998) — фильме, зародившем волну интереса к азиатским хоррорам на Западе. Их отличие от привычных нам картин с жуткими скримерами и нагнетающей музыкой состоит в том, что «ужасное» проявляется в самых бытовых вещих. Так, «Темные воды» страшат в первую очередь не появляющейся тут и там маленькой девочкой в желтом дождевике, а простыми бытовыми вещами, вроде протечки на потолке съёмной квартиры, с которой методично капает вода. Это история не о «страшном» как таковом, и пугает она тоже не им. Потому что главное, сколько бы ни пытались доказать обратное, — это семейные связи. И японцы очень хорошо это демонстрируют.
«Титан», 2021
реж. Жюлия Дюкурно
Боди-хоррор — ещё один поджанр ужасов, для которого характерно особое внимание к человеческому телу: необязательно, чтобы в кадре совершались убийства или маньяк преследовал жертву, главное — телесные трансформации, происходящие постепенно. «Титан» — второй фильм Жюлии Дюкурно после ее дебюта «Сырое». С ним она выиграла главный приз Каннского фестиваля, «Золотую пальмовую ветвь». Сюжет закручивается вокруг Алексии — в детстве она попала в аварию, теперь у нее в голове титановая пластина. 15 лет спустя она работает стриптизёршей и вступает в романтическую связь с кадиллаком. Беременность провоцирует в девушке приступы неконтролируемой агрессии и вот она уже скрывается от полиции…
Что идёт в кино сейчас
«Оно приходит за тобой», 2014
реж. Дэвид Роберт Митчелл
Культовый слэшер, ставший одним из ярчайших представителей нового хоррора 2010-х: Митчелл сумел соединить крепкую драму о трудностях пубертата и разочарованиях первой любви с ретро-ужасами в духе Джона Карпентера.
После ночи с парнем Джей оказывается в ловушке проклятия — нечто начинает преследовать её и подбирается всё ближе. Единственный способ спастись — постоянно убегать или передать проклятие другому.
с 18 августа
«Собиратель душ», 2024
реж. Осгуд Перкинс
Фильм, признанный самым странным хоррором года. Еще во время рекламной кампании «Собиратель душ» зарекомендовал себя как проект с необычной подачей: до последнего никто не знал, что одну из ролей исполнит Николас Кейдж, а исполнительница главной женской роли, Майка Монро, фотографировала на каждом премьерном показе свои длинные ноги (в оригинале фильм называется «Longlegs»).
По оценкам ФБР, лишь один из пяти серийных убийц попадает в руки закона, а остальные остаются на свободе. Агент Ли Харкер охотится за одним из таких неуловимых чудовищ по прозвищу Собиратель душ. Более десяти лет его жертвами становились целые семьи, члены которых по непонятными причинам убивали друг друга. Чем ближе Харкер подбирается к разгадке личности убийцы, тем отчетливее понимает, что между ними есть связь.
Уже в кино