Биография композитора
Фридерик Шопен появился на свет 22 февраля 1810 года в деревне Желязова-Воля недалеко от Варшавы. В возрасте 7 лет он начал обучаться игре на фортепиано у чешского пианиста Войцеха Живного, а позже стал брать занятия по музыкальной теории у польского композитора Йозефа Эльснера.
В 1829 году, в возрасте 19 лет, Шопен начинает концертную деятельность. Он исполняет свои сочинения в Вене и Кракове, а затем в последний раз возвращается в Варшаву. Простившись с друзьями, композитор навсегда покидает город из-за обострившейся политической обстановки. Впоследствии композитор будет часто вдохновляться родной культурой, а своё сердце перед смертью завещает польской земле.
В 1831 году Шопен переезжает в Париж, где быстро завоёвывает популярность благодаря своим романтическим композициям и их виртуозному исполнению. Во Франции Фридерик знакомится с такими композиторами, как Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Роберт Шуман и Иоганнес Брамс. Со временем Шопен также начинает преподавать.
Генрих Семирадский. Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла, 1887 год / artchive.ru
С 1837 года здоровье композитора ухудшается. Этому во многом способствовали непростые отношения и последующий разрыв с французской писательницей Жорж Санд (Аврора Дюпен).
Из-за тяжёлого расставания с возлюбленной Шопен покидает Париж и уезжает в Лондон. Британский климат, постоянный стресс и хроническое заболевание лёгких окончательно подрывают его самочувствие. Свой последний концерт пианист даёт 16 ноября 1848 года в Лондоне, а уже через год умирает на французской земле. На отпевании Шопена прозвучали фрагменты реквиема В. А. Моцарта. Польского романтика похоронили на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце, согласно его же воле, было отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну церкви Святого Креста.
Лионелло Балестриери. Фридерик Шопен у фортепиано, 1842 год / levelvan.ru
Творчество
Русский пианист и композитор Станислав Рихтер описывал польского маэстро так: «Таинственный, дьявольский, женственный, непонятный, всем понятный трагический Шопен». Действительно, его музыка пронизана меланхоличными и мечтательными настроениями, а новаторский подход к некоторым жанрам позволили Фридерику Шопену стать одним из ведущих представителей романтизма.
Главным инструментом в жизни композитора было фортепиано. Шопен не просто писал музыку для этого инструмента, а заметно обогащал его жанры, придавая мелодиям новую фактуру: он изменил назначение прелюдии, создал фортепианную балладу, превратил скерцо в самостоятельное произведение.
В своих сочинениях Фридерик Шопен часто обращался к польской культуре. Например, в его вальсах, полонезах и мазурках можно услышать отголоски народных мотивов. Благодаря композитору они начинают звучать более поэтизировано и выступают уже не как часть народного фольклора, а как отдельное профессиональное произведение.
Предлагаем вам послушать несколько известных произведений композитора:
Ноктюрн №2. Радость от весеннего пробуждения природы здесь сочетается с лёгкой грустью. Такое вплетение свойственное многим ноктюрнам польского маэстро.
Революционный этюд № 12. Произведение отражает чувства, охватившие Шопена из-за краха восстания против русского самодержавия в Польше. Начавшись как героическая композиция, к концу этюд приобретает тревожные и скорбные настроения.
Прелюдия № 7. До Шопена произведения этого жанра лишь предваряли начало фуг, сонат, хоралов. Но композитору удалось возродить прелюдии, превратив их в самостоятельные законченные пьесы. Всего он написал 24 прелюдии.
Вальс № 7. Он начинается с неспешной мелодии, а затем переходит в более оживленную часть с необычными пассажами, чтобы в конце вновь замедлится.