Бродячие собаки в поисках приюта
Необычное название кабаре — заслуга Алексея Толстого, одного из основателей «Собаки». Вместе с антрепренёром Борисом Прониным и режиссёром Николаем Евреиновым он бродил по заснеженному Петербургу и искал помещение для празднования Нового года. Тогда Толстой заметил: «А не напоминаем ли мы сейчас бродячих собак, которые ищут приюта?». Друзья радостно решили, что такое имя кабаре и будет носить! А вскоре нашли и подходящее место: прямо в подвале дома, где жил артист театра Комиссаржевской Пронин.
Алексей Николаевич Толстой / culture.ru
Рождение «Собаки»
Товарищи решили устроить громкое открытие и пригласить отмечать новогоднюю ночь творческую интеллигенцию Петербурга. И вскоре, 31 декабря, на Итальянской улице, дом 5, в неприметный подвал пожаловали изысканные дамы и господа во фраках: Фокин, Ахматова, Гумилёв, Карсавина, Мандельштам, Иванов и другие личности, чьи имена запечатлены в истории русского искусства.
«Простые смертные», которых богема прозвала «фармацевтами», тоже могли прийти в «Подвал»: чиновники, адвокаты, профессоры. Но для них билеты были не из дешёвых — 25 рублей. Так основатели обеспечили финансовую поддержку новому заведению. Люди искусства же проходили по именному приглашению.
Именное приглашение для Т. П. Карсавиной / antennadaily.ru
Особые ритуалы «Подвала»
Попасть в подвал было непросто: вход был через внутренний двор, по узкой крутой лестнице, освещённой красным фонарём. Там посетителя ждал молоточек, которым нужно стучать в дверь. После входа — второй молоток для повторного сигнала. Затем небольшая гардеробная, а у входа в главный зал — «Свиная книга». Это большая тетрадь, обитая свиной кожей, где гости отмечали своё присутствие. Поначалу! Вскоре она стала почти библией искусства: рисунки, шаржи, наброски стихов, даже философские размышления заполнили страницы.
Внутри посетителей встречал большой камин (у которого позже любила греться Анна Андреевна), небольшая сцена и рояль, 20 столиков со скромным убранством. Зато роскошью могли похвастаться стены кабаре: художники Сапунов и Судейкин украсили их яркими птицами, цветами, ликами богинь, танцующими фавнами и сатирами.
У «Собаки» появился свой гимн авторства поэта Князева:
Во втором дворе подвал,
В нём — приют собачий.
Каждый, кто сюда попал —
Просто пёс бродячий.
Но в том гордость, но в том честь,
Чтобы в тот подвал залезть!
Гав!
И герб, который украшает кафе и в наши дни. Толстой написал устав, в основе которого лежало правило: здесь все выступают бесплатно. Была и своя гербовая бумага, на которой печатали именные приглашения. В зале располагался огромный барабан, на котором лежал Владимир Маяковский и, словно страж, бил в него каждый раз, когда в зале появлялся кто-то знаменитый.
antennadaily.ru
Разгар творческого балагана
Кабаре стало необходимой альтернативой вылизанным императорским театрам. Вскоре поэты, художники и артисты практически поселились в «Подвале». Изначально его планировали открывать только по средам и субботам, но этого оказалось слишком мало для вдохновлённых творцов. Кабаре открывалось в 11 вечера и вакханалия продолжалась до утра. Много пили, мало ели, очень много курили: зал дышал искусством и сигаретным дымом.
Творческие вечера, спектакли, маскарады, диспуты и лекции проходили здесь ночами. Неповторимая атмосфера свободы раскрыла немало талантов. На этой сцене впервые представили публике стихи Ахматова и Мандельштам, импровизировал Маяковский, танцевала Карсавина, прозванная «королевой Подвала», Мейерхольд основал здесь целую труппу, тут же прошли первые вечера футуристов. За вдохновением приходили Саша Чёрный, Леонид Андреев, Надежда Тэффи, Игорь Северянин, Константин Бальмонт, однажды заглянул и Максим Горький.
antennadaily.ru
Конец прекрасной эпохи
К 1915 году на вечерах стало всё больше «фармацевтов», далёких от искусства. Когда Владимир Маяковский вышел на сцену со своим скандальным «Вам!», зал загремел. Поэт-революционер смело обличал праздно живущих мещан, в то время как уже год идёт Первая мировая война. Такое оскорбление публика вынести не смогла. Вероятно, их местью стало то, что на следующий день в «Подвал бродячей собаки» нагрянула проверка. Распитие алкоголя и азартные игры были строго запрещены в это время, поэтому 3 марта 1915 года собаку выгнали из любимого подвала.
Пронин не сдавался и через год открыл аналог — «Привал комедиантов» в доме Адамини на Марсовом поле. Творческая интеллигенция медленно перекочевала сюда, хоть и особую атмосферу «Собаки» вернуть так и не удалось.
Здесь с 1916 по 1918 гг. находился «Привал комедиантов» / Александр Беляков, Горбилет
«Подвал бродячей собаки» сегодня
В 2001 году В. А. Склярский крепко взялся за восстановление разрушенного после бомбардировок подвала. Во время войны кабаре переоборудовали в бомбоубежище, ко второму тысячелетию оно превратилось в заброшенное место, населённое крысами. Невероятными усилиями удалось восстановить «Бродячую собаку», а вскоре и поставить первый спектакль. Внешний облик постарались воссоздать: скромная мебель сочетается с яркими украшениями на стенах, деталями из мира искусства и, конечно, всюду собаки!
Звёздных гостей можно встретить как на сцене, так и в зрительном зале. В разное время здесь бывали Татьяна Толстая, Сергей Безруков, Олег Басилашвили, Вера Алентова с Владимиром Меньшовым, Евгений Евтушенко, Михаил Задорнов. «Свиной книги» уже нет, но гости оставляют памятные записи на стене арт-кафе.
Сейчас каждый желающий может прийти сюда попить кофе, изучить собранные архивы или посмотреть спектакль. Большая часть программы — музыкальные и театральные постановки серебряного века. Следите за афишей «Горбилета»: у нас часто бывает скидка на спектакли в «Бродячей собаке»!
Фото: Александр Беляков / Горбилет