Горбилет | 09 февраля 2024

«Биомеханика» Мейерхольда: как режиссёр помог актёрам почувствовать внутреннюю свободу на сцене

9 февраля исполняется 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда. Режиссёр не боялся экспериментов с актёрскими техниками, декорациями, костюмами в театре. Одним из результатов его творческих исканий стала «биомеханика». Рассказываем, что скрывается за научным термином.
295
0.0
0
Фото: Борис Григорьев. Портрет В. Мейерхольда, 1916

«Биомеханика» — система упражнений, помогающая актёру прокачать свои физические данные. Мейерхольд считал, что этот набор действий способен превратить обычного артиста в универсального, так называемый механизм, которым легко можно управлять. Сам термин режиссёр позаимствовал из науки. С помощью биомеханических исследований учёные изучают механические свойства живых организмов, включая движение, структуру и взаимодействие различных частей тела.

С одной стороны, биомеханика опиралась на теорию Уильяма Джеймса о том, что физические реакции предшествуют эмоциональным. Также на её теоретическое обоснование повлияли эксперименты Ивана Павлова и рефлексология Владимира Бехтерева. С другой стороны, Всеволод Мейерхольд руководствовался идеями Фредерика Тейлора. Американский инженер придумал метод научной организации труда, чтобы сэкономить силы работников и избавить их от лишних движений.


Фото: ru.wikipedia.org

Мейерхольд же хотел добиться идеальной пластики актёров, требуя от них «экономии выразительных средств». Его метод предполагал, что движение идёт от внешнего к внутреннему. Именно по этой причине Всеволоду Эмильевичу не была близка система Станиславского, основанная на внутреннем переживании роли.

По Мейерхольду, артисты должны придерживаться следующей цепочки: мысль — движение — эмоция — слово. Главной фазой актёрской игры здесь становится второй пункт, благодаря которому дальше рождаются нужные чувства. При этом движение должно быть утрированно, чтобы достучаться до зрителя. 

Всеволода Мейерхольда много критиковали за «биомеханику», считая, что режиссёр превращает актёров в марионетки и лишает их индивидуальности. На самом деле его упражнения помогли артистам чувствовать себя раскованнее на сцене, даже сейчас студенты театральных вузов учатся правильно управлять своим телом на отдельном предмете.

Напоследок предлагаем посмотреть архивные кадры с упражнениями по системе мастера: «Удар кинжалом», «Толчок ногой в плечо коленопреклоненной фигуры», «Игра с камнем», «Стрельба из лука».
 


Если вам хочется больше узнать о Мейерхольде, то смело отправляйтесь на Новую сцену Александринского театра, которой присвоено имя режиссёра. На входе там можно увидеть памятник Всеволоду Эмильевичу, а в репертуаре — спектакль Валерия Фокина о непростом этапе в жизни авангардного мастера.

Похожие темы

Рекомендованные материалы

23 августа 2023

Как актёры вживаются в роль: искусство переживания

8164
0.0
0

Отзывы 0

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
13 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМестаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортЕдаТесты
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+