С чего всё начиналось
1906 год — Дягилев, будучи уволенным из Мариинского театра, открывает выставку «Мир искусства», которая позже оказывается на парижском осеннем салоне. Спустя два года там же зрителям представляют оперу «Борис Годунов», где все парижане без исключения влюбляются в талантливого солиста Фёдора Шаляпина. Певец быстро превращается в любимца европейской и даже американской публики.
1909 год становится особенным для Дягилева и его «Русских сезонов» — в один год ставится сразу несколько балетных постановок: «Павильон Армиды», «Клеопатра», «Половецкие пляски», «Сильфида» и «Пир», где в качестве режиссёра выступает ещё молодой Михаил Фокин.
Фото: soundtimes.ru
Русский балет быстро завоёвывает славу, и всё это благодаря объединению всех видов искусства начиная от музыкального, заканчивая изобразительным. Благодаря гению Дягилеву, русский балет в Европе рушит все существовавшие устои, что чаще всего приводило зрителей в восторг. Яркий пример удачного нововведения: приравнивание балеруна и балерины в позициях.
Конечно, не все новшества публика принимала с одинаковым одобрением. Что-то придавалось и осуждению. Например, одноактный балет «Послеполуденный отдых фавна», представленный в 1912 году, был освистан из-за «чрезмерной вульгарности». Не удивительно, ведь фаворит Дягилева — Вацлав Нижинский — вышел тогда на сцену парижского Театра Шатле откровенно обнажённым!
Главные люди в жизни гения
У Дягилева было два фаворита, которые вдохновляли его: танцовщик Вацлав Нижинский и хореограф Леонид Мясин. Нижинского ждала тяжёлая судьба. Быстро став популярным благодаря покровительству Дягилева, он постепенно начал терять любовь гения. Кризис наступил тогда, когда Вацлав, странствуя по Южной Америке, взял в жёны аристократку Ромоле Пульской. Дягилеву это очень не понравилось и он порвал все связи с танцором. Нижинский впал в депрессию, долгое время лечился от шизофрении и лишь последние годы своей жизни провёл в тихом семейном круге.
Фото: thesymbol.ru
Леонид Мясин же стал знаменит благодаря исполнению главной роли в фантасмагории «Парад». Но уже в 1920 году между ним и Дягилевым произошла ссора — хореограф был вынужден уйти из труппы...
После смерти
Дягилев скончался в 1929 году в возрасте 57 лет. Похороны ему оплатили Коко Шанель и Мися Серт. Великий продюсер похоронен на острове Сан-Микеле. На его памятнике выбита эпитафия: «Венеция — постоянная вдохновительница наших успокоений». Рядом с захоронением всегда лежат балетные туфли и другая театральная атрибутика.