Выставка разместилась в трёх залах музея на пятом этаже. Здесь можно встретить архивные снимки, костюмы, литографии, аудиоматериалы, фрагменты интервью и выступлений. Отправной точкой путешествия становится знакомство с историей балета, который проделал путь от греховного занятия до появления неповторимой Марии Тальони. За текстами о танце эпохи барокко, классицизма и романтизма следует небольшое описание деятельности Мариуса Петипа. Именно он заложил основы для последующего развития хореографического искусства.
Уже в XX веке балет достиг своего расцвета — этому столетию отдан весь второй зал. Таким мастерам как Михаил Фокин, Фёдор Лопухов, Леонид Якобсон, Борис Эйфман удалось расширить границы танцевального искусства. А развитие классического балета способствовало выходу дуэтного танца на новый уровень. Ярким доказательством этого служат девять сценических пар, описанных на выставке. Чтобы сохранить интригу, мы расскажем лишь о трёх из них.
Декадентским обозначен дуэт Вацлава Нижинского и Иды Рубинштейн. Вместе они блистали в балете «Шехерезада» Михаила Фокина, показанном в рамках «Русского сезона» 1910 года. Статная Рубинштейн воплотила на сцене образ восточной красавицы Зобеиды. Её плавность, выраженная минимальными средствами, контрастировала с полуживотным началом Вацлава, которому досталась роль темнокожего раба. «Как дивно красив бледный профиль Иды Рубинштейн, какими воздушными кошачьими прыжками приближается к ней Нижинский, в каких невиданных позах сплетаются их гибкие тела!» — писал один из парижских зрителей того времени. Это мнение отлично иллюстрирует «ожившая» в экспозиции картина Джорджа Барбье.
Абсолютно гармонично на сцене смотрелись Галина Уланова и Константин Сергеев. В 1940 году они исполнили роли Ромео и Джульетты в балете Сергея Прокофьева в Кировском театре. Грациозные движения Галины напоминали красочные мазки на полотнах Боттичелли, а «искренность и неподдельный лиризм» Константина позволили без труда создать образ благородного героя. К сожалению, жизненные обстоятельства разлучили талантливых артистов. После войны Уланова стала примой-балериной Большого театра в Москве. Сергеев же остался в Ленинграде и отказался от амплуа Ромео, сохранив верность своей Джульетте до конца.
Венчает зал один из главных дуэтов XX века — Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Они были знакомы 60 лет, из них почти 49 состояли в браке. Сквозь года артисты пронесли не только свою любовь, но и мастерство слаженно выступать на сцене, несмотря на различные подходы к работе. Максимова уделяла много внимания деталям при подготовке к роле и даже приезжала в театр заранее. Васильев же прибегал незадолго до начала спектакля, а персонажа в первую очередь представлял в общих чертах. Самые запоминающиеся партии артистов связаны с балетами Юрия Григоровича «Спартак» и «Щелкунчик».
В конце выставки кураторы предлагают подумать о будущем балетного искусства и роли дуэтов в нём. Размышляют об этом современные хореографы и солисты трупп ведущих театров страны. В отдельных «кабинках» можно послушать интервью с Денисом Родькиным, Алевтиной Грунтовской, Владимиром Шкляровым и многими другими.
«Балет. Притяжение» работает в Музее театрального и музыкального искусства на Зодчего Росси, 2А. Входной билет — 300 ₽. В рамках выставки также запланированы лекции, кураторские экскурсии и медиации. Следить за расписанием можно здесь.
Фото: Власта Баранова / Горбилет