Александра Шишкина | 04 сентября 2024

5 шедевров Карла Росси — русский ампир в Петербурге

Карл Росси — автор смелых (и дорогих!) проектов, которые окружили центр Петербурга имперским величием. Рассказываем, какие здания подарил городу амбициозный Росси.
1150
0.0
0
Здания Карла Росси в Петербурге
Фото: nick115 / Shutterstock.com

Устроитель русского ампира родился в Неаполе 18 декабря 1775 года в балетной семье. Его мать Гертруда была звездой сцены 18 века, отчим Шарль Ле Пик — танцовщиком и хореографом. Семья приехала в Петербург, когда Карлу было 11 лет. Император Павел Первый подарил родителям мальчика земельный участок в Павловске, где в это время архитектор Винченцо Бренна строил новый дворец для царя. Карл хорошо рисовал, Бренна обратил на это внимание и взял юного Росси в помощники. В 1795 году он поступил чертёжником в Адмиралтейское ведомство и выполнил отчётный эскиз Михайловского замка, которым занимался Бренна.


Б. Ш. Митуар. Портрет К. И. Росси. До 1812 г. Коллекция Государственного Русского музея / rusmuseumvrm.ru

В 1802 году Карл вместе с наставником отправились в заграничное путешествие. Там юноша отучился во Флорентийской академии, после чего вернулся в Петербург и разработал план переустройства набережной Адмиралтейства. Старшие коллеги не одобрили проект и отправили Росси художником на фарфоровый завод.

В 1808-м архитектор отправился в Кремлёвскую экспедицию, во время которой построил в Москве несколько зданий — все они сгорели в пожаре 1812 года. После была поездка в Тверь, и в 1815-м Росси окончательно обосновался в Петербурге. Годы работы здесь были плодотворными, но из-за конфликта при дворе Николая Первого и отсутствия финансирования для проектов архитектор был вынужден уйти в отставку в 1832 году. Последние дни он провёл в маленькой квартирке в Коломне, куда попал из-за большой нужды.

 

Александринский театр


Императорский театр был основан в 1756 году, но поначалу у труппы не было постоянного здания для выступлений. Строительство собственной сцены Александринки по проекту Росси началось в 1828-м, а уже через четыре года публике торжественно представили новое здание в стиле ампир. Чтобы создать гармоничный ансамбль, архитектор спроектировал за театром целую улицу — ныне она носит имя Росси.


Фото: FOTOGRIN / Shutterstock.com

Пятиярусный зал Александринки создавался по самой совершенной для 19 века системе лож с амфитеатром и просторным партером. Архитектору удалось добиться прекрасной акустики и хорошей видимости с любого места. К слову, из-за цвета обивки Росси чуть не поссорился с императором. Николай настаивал на пунцовом оттенке, а Росси предпочитал голубой. Перечить государю архитектор не мог, а потому пошёл на хитрость — сказал, будто ткань пунцового цвета придётся ждать очень долго, и тогда здание не удастся открыть в срок. Император уступил, но во время одной из реставраций обивку всё-таки заменили на пунцовую.


Фото: Anna Pakutina / Shutterstock.com

Главное новшество Росси в строении театра спрятано от наблюдателя. Архитектор вместе с инженером Матвеем Кларком изобрели особые системы металлических конструкций для кровли — друг друга поддерживали арочные, дугообразные и треугольные фермы, чугунные кронштейны. Высшие инстанции не доверяли оригинальному решению Росси, на что он возразил: «…в случае, когда бы… от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра»

 

Михайловский дворец


Нынешнее здание Русского музея строилось для великого князя Михаила Павловича. Над проектом Росси работал вместе с Августином Бетанкуром — тем самым, в честь которого назван мост. 

Строительство Михайловского дворца закончилось в 1823 году, на него потратили почти восемь миллионов рублей, а само здание так понравилось императору Александру Первому, что он наградил Росси орденом святого Владимира и бриллиантовым перстом. 

Князь Михаил поселился во дворце с супругой Еленой Павловной. После смерти мужа в 1849-м княгиня устраивала здесь салоны, в которых участвовали писатели, художники, академики и министры. В 1894 году внуки Михаила Павловича продали дворец в казну, а уже через год Николай Второй повелел открыть здесь Русский музей императора Александра III. 


Фото: Mistervlad / Shutterstock.com

 

Главный штаб


В 1819 году император распорядился построить на Дворцовой правительственные здания. Росси к работам опять привлёк Бетанкур, чей комитет занимался преобразованием площади. Зимний дворец оставался центром композиции, а вытянутый на 580 метров фасад Главного штаба красиво дополнил его. 

Через шесть лет после начала строительства Росси приступил к Триумфальной арке — самой сложной части проекта Главного штаба. Возникли трудности из-за смерти Александра Первого, декабристского восстания и необходимости вновь согласовывать план с новым императором Николаем. Царь одобрил проект с небольшим изменением — пожелал видеть над аркой скульптурную группу с богиней Викторией на колеснице. Росси предстояло справиться со сложной инженерной задачей: поместить на арку композицию весом 80 тонн. Решение предложил Матвей Кларк — по его совету каркасы фигур отлили из чугуна, а остальное покрыли тонкими медными листами, так что общий вес скульптурной группы уменьшился в пять раз.

Арку открыли 28 октября 1828 года. Росси наградили медалью и выдали 100 тысяч рублей на покупку дома, но архитектор потратил деньги на оплату долгов. 


Фото: Mistervlad / Shutterstock.com

 

Елагиноостровский дворец


Раньше остров принадлежал разным людям (в том числе императорскому чиновнику Ивану Елагину), но в 1818 году Александр Первый выкупил землю для своей матери императрицы Марии Фёдоровны. Из-за слабого здоровья ей было тяжело ездить в резиденции Павловска и Гатчины, поэтому государь повелел построить летний дворец в Петербурге. 

Творение Росси производило впечатление не только изысканным внешним видом, но внутренним убранством. Парадные залы в стиле ампир восхищали современников, особенно же хороши были двери из ценных пород дерева, декорированные бронзой и позолотой. Елагин тогда даже называли «дворцом дверей».

Сегодня во дворце работает музей: прекрасные кабинеты и залы открыты для всех.


Фото: Gala_Kan / Shutterstock.com

 

Сенат и синод


Великолепный ансамбль на сенатской площади — последнее произведение Карла Росси. Первоначально Сенат и Синод располагались в здании Двенадцати коллегий, а на площади по другую сторону Невы стояли частные дома. Когда появилось Адмиралтейство, старые постройки перестали выглядеть гармонично, и их решили заменить.

Строительство Сената и Синода завершилось в 1834 году. Во время работ между Росси и Николаем часто вспыхивали конфликты: император считал, что прекрасно разбирается в архитектуре (он получил образование инженера-фортификатора), поэтому не во всём доверял подчинённому. Росси даже получил от него два выговора, в том числе за грубые выражения в рапортах. Эти ссоры привели к тому, что несмотря на очередной архитектурный триумф, Росси написал прошение об отставке ещё до окончания строительства, в 1832-м.


Фото: © borisb17 / Фотобанк Фотодженика

Похожие темы

Рекомендованные материалы

24 июля 2023

Действующие старинные лифты Петербурга

1112
0.0
0

Отзывы 0

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
18 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМестаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортЕдаТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+