Бертольт Брехт предложил свою альтернативу «психологическому» театру Константина Станиславского. При этом немецкий драматург не считал знаменитую актёрскую систему бессмысленной, даже, наоборот, сам использовал её методы. Но Брехт совершенно иначе видел взаимоотношения между сценой и зрителями. Его концепция базировалась на соединении драмы и эпоса. В XX веке этот подход противоречил общепринятым взглядам на театральное действие, в частности утверждённым Аристотелем.
Классик античности считал, что драма и эпос не могут сосуществовать на одной сцене. По его мнению, зритель должен полностью погрузиться в атмосферу постановки: испытать сильные эмоции, которые заставят сопереживать героям. Для усиления эффекта требовались детально проработанные декорации
Брехт же полагал, что такой подход фокусирует внимание публики на событиях, отвлекая её от смысла действий. Он стремился к тому, чтобы зритель был не только заинтересован происходящим в спектакле, но и критически анализировал увиденное. То есть в большей степени режиссёр взывал к разуму, нежели к чувствам. Кроме того, Бертольт Брехт отказался от воссоздания антуража. При оформлении постановок художники должны были отталкиваться от функциональности. Так, например, части сцены становились подвижными, а перестановки могли совершаться прямо на глазах зрителей.
Некоторые театроведы считают, что воспроизвести «эпический театр» невозможно. Единственным его образцом они называют «Берлинер ансамбль», основанный в 1949 году самим Брехтом и его женой Еленой Вайгель. Премьерным спектаклем стала пьеса «Мамаша Кураж и её дети». Сейчас бесссмертную классику можно увидеть в постановке греческого режиссёра Теодороса Терзопулоса на сцене Александринского театра.
Горбилет | 05 января 2024
«Эпический театр»: в чём заключается смысл теории Бертольта Брехта
Разработанные Брехтом методы построения спектаклей оказали огромное влияние на мировой театр. Разбираемся, в чём их уникальность.
2803
0.0
0
Фото: cпектакль «Мамаша Кураж и её дети» / Александринский театр
Похожие темы