«Женитьба»
Н. В. Гоголь — сквозной писатель в карьере Фокина. К его произведениям режиссёр обращался ещё в 70-80-х годах во время работы в московском «Современнике». Нынешняя постановка была приурочена к 200-летию со дня рождения «главного мистик в русской литературе». Здесь комедийный сюжет о сватовстве шести женихов к купеческой дочке превращается в острый конфликт между героем, стремящимся сохранить свою индивидуальность, и абсурдной реальностью.
Ближайшие даты: 1, 15 и 26 марта в 19:00, 4 и 5 апреля в 19:00
Билеты: от 320 ₽ вместо 400 ₽
«Маскарад. Воспоминания будущего»
Валерий Фокин максимально точно воссоздаёт «Маскарад», поставленный в 1917 году Всеволодом Мейерхольдом. Новую жизнь обретают костюмы, бутафория, визуальные и музыкально-ритмические образы прошлой эпохи.
«Сто лет назад Мейерхольд поставил спектакль "Маскарад" в момент перелома эпох, выразив в нём тревоги своего времени, трагическое мироощущение происходящего. В нашем спектакле режиссёрский подход другой, конечно, но тем не менее мы следовали Мейерхольду, следовали его мизансценам, его решению, его костюмам, декорациям, его дыханию, тексту Лермонтова — и оказалось, что это всё созвучно нашей сегодняшней тревоге, опасениям, страхам за то, как мы будем жить, как мир этот будет жить, за то безумие, в котором сегодня многое происходит в нашем мире. Вот это меня поражает», — говорит Фокин.
Ближайшие даты: 10, 19, 23 марта в 19:00, 6 апреля в 19:00
Билеты: от 200 ₽
«Блаженная Ксения. История любви»
Спектакль посвящён Святой и героине множества легенд «самого умышленного» города мира — Ксении Петербургской. Подробнее о её образе мы рассказывали здесь.
В этой постановке Фокин творчески переосмысляет свои давние убеждения о Петербурге, сконцентрировавшись на духовном преображении обычного человека, который ведёт борьбу со страхами и мучениями. В основе сюжета — пьеса Вадима Леванова «Блаженная Ксения Петербургская в житии».
Ближайшие даты: 28 февраля в 19:00, 5 и 17 марта в 19:00, 3 апреля в 19:00
Билеты: от 100 ₽ вместо 200 ₽
«Литургия ZERO»
Достоевский — ещё один автор, с которым неразрывно связан режиссёрский путь Валерия Владимировича. Его дипломным спектаклем в Щукинском училище стала «Чужая жена и муж под кроватью». Позже Фокин переосмыслил в своих постановках такие произведения Фёдора Михайловича, как «Записки из подполья», «Бобок», «Братья Карамазовы» ,«Двойник».
«”Игрок” Достоевского меня интересует не просто как рассказ о рулетке, деньгах и обогащении. Для меня это история о том, что люди ставят свои жизни на другое, это рулетка жизни, в которую можно играть. У нас же всегда есть выбор — можно пойти так, можно стоять на месте, а можно поставить на зеро. И можно вроде бы выиграть, только это выигрыш нуля, выигрыш зеро, падение», — подчёркивает режиссёр.
Ближайшие даты: 2 и 24 марта в 19:00, 2 апреля в 19:00
Билеты: от 320 ₽ вместо 400 ₽
«Рождение Сталина»
Основу спектакля составляют исторические материалы, отрывки из романа Ф. М. Достоевского «Бесы» и произведения современных авторов.
«Мне захотелось исследовать механизм — как рождается Сталин и одновременно — это неизбежно — исчезает человек по имени Джугашвили. Он ведь решительно отрицал всё, что было связано с его юностью.... Вот эту чёрную дыру в его биографии я почувствовал, когда стал интересоваться, и мне захотелось исследовать период его молодости — ещё до ссылки», — рассказывает Валерий Владимирович.
Ближайшие даты: 29 февраля в 19:00, 12 марта в 19:00, 28 апреля в 19:00
Билеты: от 100 ₽ вместо 200 ₽
Одной из самых масштабных работ Фокина в Александринке стал спектакль «Один восемь восемь один». Постановка охватывает всего несколько дней российской истории, отметившихся завершением эпохи Александра II и началом правления Александра III. Но именно эти события на долгие годы определили путь развития страны.
В создании тревожной и одновременно цирковой атмосферы участвовали театральный художник Алексей Трегубов и музыкант Вячеслав Бутусов. Узнать, как строились нетипичные для Александринки декорации, записывалась музыка, осмыслялись ключевые сцены постановки, можно в документальном фильме «1881. История одного спектакля».
Продолжают украшать афиши Александринки спектакли «Сегодня. 2016 — …», «Честная женщина», «Гамлет». В этом году Фокин представил документально-фантазийную постановку «Мейерхольд. Чужой театр». Она соткана из подлинных текстов стенограмм репетиций и воспоминаний. В центре сюжета — собрание в ГосТИМе, которое состоялось в 1937 году. На нём обсуждалась «неправильная» линия развития театра Всеволода Мейерхольда, после чего коллектив был распущен через несколько месяцев.
Если хотите больше узнать о сценических мирах Валерия Фокина, то советуем посмотреть лекцию доктора искусствоведения и профессора Александра Чепурова.
Фото: Александринский театр