Александринский театр
«Воскресение» Никиты Кобелева на Новой сцене
Кобелева в последнем романе Толстого прежде всего интересует личность «воскресшего» князя Нехлюдова. По сюжету героя выбирают присяжным на слушание дела о краже и отравлении, повлёкшем смерть купца Смелькова. В обвиняемой мещанке проститутке Катюше Масловой дворянин узнаёт бывшую любовницу, которую когда-то соблазнил и бросил, толкнув на путь порока. После встречи он осознаёт тлетворность вездесущего зла и безнравственность собственной жизни. Нехлюдов видит единственный выход — покаяться перед той, кого когда-то совратил.
В сценическую адаптацию вошли мотивы и сцены из «Крейцеровой сонаты», «Отца Сергия» и неоконченных «Записок сумасшедшего». Роль Нехлюдова досталась Тихону Жизневскому, Маслову представит Анна Блинова.
Премьера: 26 января
Билеты: от 2300 ₽
Фото: Александринский театр
«Мейерхольд. Чужой театр» Валерия Фокина на Новой сцене
Текст спектакля основан на стенограмме общего собрания коллектива ГосТИМа в декабре 1937 года. Труппа и работники обсуждали статью «Чужой театр», опубликованную в газете «Правда». С неё началось уничтожение театра Мейерхольда и самого режиссёра. Фокин вплетает в реальные диалоги ущемлённых коллег мастера сцены воспоминаний, фантазий Мейерхольда, выводя на первый план проблему отношений художника и общества, компромисса между творческой необходимостью и человеческой справедливостью.
Напомним, сезон 2023—2024 проходит на Новой сцене Александринки «под знаком 150-летия» Мейерхольда, превратившего императорский театр в площадку для авангардных экспериментов.
Премьера: 9 февраля, в день рождения Мейерхольда
Билеты: от 2300 ₽
Фото: Александринский театр
БДТ имени Г. А. Товстоногова
«Холопы» Андрея Могучего на Основной сцене
Главная премьера сезона в БДТ, спектакль с чертами исторической хроники, психологической мелодрамы и трагикомедии. Могучий переносит на сцену пьесу Петра Гнедича о семье петербургских дворян Плавутиных-Плавунцовых. Действие показывает пять картин их жизни при дворе Павла I. Ярчайший персонаж — старая княжна, притворяющаяся парализованной, чтобы не подчиняться прихотям императора. В этой роли выступали Мария Савина, Мария Ермолова, Елена Гоголева. На сцене БДТ её исполнит Марина Игнатова.
«Холопы» — одна из либеральных пьес Гнедича. С успехом шла в Александринском театре в 1907 году, а затем в Малом театре, который выпустил по ней телеспектакль. Драматург говорил, её сюжет концентрируется на холопстве, «которое исторически всосалось нам в плоть и кровь».
Премера: 11 февраля (предпремьерный показ)
Билеты: от 500 ₽
«День числа ПИ» Фамила Джавадова на Малой сцене
Добрая, глубокая история о любви, дружбе и поиске себя. Построена как поток внутренних монологов подростков, которые в какой-то момент сходятся в одной точке. Аутист и гений Лёва живёт в мире математических формул, видит музыку цветной. Кирилл — среднестатический школьник, насмехающийся над «странным» мальчиком больше всех. Между ними — музыка и муза — девочка Соня. Роли исполняют студенты Института сценических искусств.
В спектакле по любимой читателями и критиками книге Нины Дашевской конфликт не сводится к банальному противостоянию хорошего и плохого, талантливого и заурядного. Лёва и Кирилл, как Моцарт и Сальери, не такие уж разные. Режиссёр-постановщик Фамил Джавадов определяет главный урок книги как «умение разглядеть человека в другом, не похожем на тебя самого, и принять его».
Премьера: 21 февраля
Театр имени В. Ф. Комиссаржевской
«Настанет день…» Александра Баргмана
Юрий Лоттин создал инсценировку о событиях эмигрантской жизни по мотивам ранней прозы Владимира Набокова. В спектакль вплетены истории героев «Машеньки», «Соглядатая», «Звонка», «Встречи», «Слова», «Нежити», «Хвата», пьесы «Человек из СССР», а также стихи автора. Место действия — Берлин 1920–30-х. Изгнанники грезят о потерянном рае и ждут дня, который когда-нибудь настанет, и принесёт с собой надежду на спасение. Роли исполнят Маргарита Бычкова, Валентина Панина, Евгений Иванов, Оксана Базилевич и другие.
Мотивы «говорящей памяти», тоски по «другим берегам» типичны не только для раннего Набокова, но для всей белой эмиграции, тем более первой волны. Кто-то ещё тешил себя мечтой о свержении большевиков, возврате к норме, другие просто пытались устроиться в этом «Ноевом ковчеге». Сам Владимир Владимирович в Берлине занимался переводами, писал стихи и завершал свой первый роман «Машенька».
Премьера: 3 февраля
Билеты: от 500 ₽
Фото: Театр имени В. Ф. Комиссаржевской
МДТ — Театр Европы
«Король Лир» Льва Додина
Во второй редакции известной шекспировской пьесы Додин размышляет о природе власти, абсурдности бытия и человеческих поступков. История тщеславного, сошедшего с ума Лира, разделившего королевство между дочерьми, достигает предельного напряжения в слове «ничего». Вначале его произносит Корделия, а потом оно раздаётся эхом во мрачном мире.
Постановка получилась минималистичной, сжатой, а от того ещё более выразительной. В ролях — восходящие и заслуженные звёзды МДТ: Сергей Курышев, Игорь Иванов, Никита Каратаев, Анна Завтур, Марина Гончарова и другие.
Премьера: 27 ноября 2023
Билеты: от 1200 ₽
Театр имени Ленсовета
«Воскресение» Айдара Заббарова на Большой сцене
Воскресшую любовь к драме Нехлюдова и Масловой продолжает режиссёр Айдар Заббаров. Его больше интересует Катюша, а не её совратитель. Их совместный путь от зала суда до сибирской каторги зритель видит глазами женщины.
Маслову сыграет Римма Саркисян, Нехлюдова — Илья Дель. Театр имени Ленсовета показал философскую, последовательную и современную историю. Вскрытые социальные нарывы дают понять: не так уж далеко мы продвинулись со времён Толстого.
Премьера: 22 декабря 2023
Билеты: от 500 ₽
Фото: Театр имени Ленсовета
«Довлатов и К°» Евгении Богинской на Малой сцене
Перформативная читка — продолжение литературно-просветительского проекта «Связь времён». В первом отделении актёры под песни Николая Русского прочитают рассказы Сергея Довлатова «Роль», «Третий поворот налево», «Встретились, поговорили», «Номенклатурные полуботинки». Во втором — прозу Николая Русского: «Алексей всё-таки решает выйти из дома» и «Отец говорил со мной».
«Связь времён» запустили в 2019 году. Уже четвёртый сезон артисты Театра имени Ленсовета читают на сцене произведения классиков. Начали с Гоголя, прошли Бунина и Булгакова, сейчас к выходу готовятся Довлатов и Пушкин.
Премьера: 10 февраля
Билеты: от 800 ₽
Театр Ермоловой
«Приглашение на казнь» Марины Брусникиной
Антиутопичная, по-кафикански абсурдная хроника последних дней Цинцинната Ц., ожидающего в тюрьме смертной казни. Героя обвиняют в «непроницаемости», которая совсем не к месту в обществе «прозрачных друг для дружки душ». Заключённого окружают смешные, жуткие, гротескные герои — балаган, действующий нелепо и невпопад. Среди них Цинциннат оказывается единственным живым, думающим человеком.
Брусникина бросает себе вызов сложным романом Набокова, художественное пространство которого «трудно, но необходимо сохранить при переносе на сцену». Режиссёр стремится выразить идею о чуждости яркой индивидуальности пошлому миру, но при этом дать надежду на выход и спасение. На сцене задумку осуществят Андрей Мартынов, Олег Филипчик, Ульяна Михайлова, Антон Колесников, Наталия Селивёрстова и другие.
Премьера: 25 января
Билеты: от 500 ₽
Театр Наций
«Друзья» Мотои Миуры
Японский режиссёр Мотои Миура, известный на родине постановками пьес Чехова, переносит на сцену сочинение авангардиста Кобо Абэ. Сюжет в духе театра абсурда, ушедшего не слишком далеко от нашего быта. В квартиру молодого, довольного жизнью человека врывается целая компания незнакомцев — семья из трёх поколений. Они хотят излечить его от одиночества — главной болезни современности.
Ещё один конфликт личности и общества, идентичности и безликости. Миура говорит, что выбрал «Друзей» как актуальную в век интернета историю о вездесущей проницаемости, когда извне легко навязать идею или рекламу, дать непрошеный совет. Человек бессилен перед натиском доброжелателей, «отбирающих наши силы, эмоции, и, в конце концов, жизнь».
Премьера: 10 февраля
Билеты: от 5500 ₽
Мотои Миура. Фото: Театр Наций
РАМТ (Российский академический молодёжный театр)
«Ленинградские сказки» Филиппа Гуревича
Спектакль драматурга Марии Малухиной и режиссёра Филиппа Гуревича — результат «Мастерской инсценирования», посвящённой созданию постановок по знаковым подростковым книгам XX—XXI века. Тандем выбрал пятикнижие «Ленинградские сказки» Юлии Яковлевой. В Ленинграде живут дети, чьи родители объявлены врагами народа. Судьба ребят складывается в годы Большого Террора, блокады и Великой отечественной войны. Несмотря на окружающие жуть и мрак, брат и сестра стараются сохранить семью и сердечное тепло.
Премьера: 13 февраля
«Мастерская Петра Фоменко»
«Совершенно невероятное событие» Евгения Каменьковича
В основе — гоголевская «Женитьба». Пока не известно, как она преобразится на сцене в варианте опытного режиссёра-интеллектуала, худрука «Мастерской» Каменьковича. Зато точно знаем, что спектакль создаётся при участии художницы Ирины Кориной. В группе театра уже можно увидеть деталь оформления — сентиментальный «Урок музыки» Франсуа Буше.
Премьера: в феврале
Евгений Каменькович. Фото: spbstdrf.ru
Театр на Бронной
«Гордая» Кирилла Вытоптова
Режиссёр, который сотрудничал с «Современником», «Мастерской Петра Фоменко», Театром имени Ленсовета и другими готовит спектакль по собственной инсценировке романа «Униженные и оскорблённые». На Бронной ещё не рассказали, как трансформируется сюжет Достоевского, но обещают вот-вот поделиться подробностями.
Премьера: 15 февраля
Билеты: от 1000 ₽
Горбилет | 24 января 2024
Театральные премьеры в Петербурге и Москве, на которых стоит побывать этой зимой
Версии «Воскресения» главных петербургских театров, общий интерес к Набокову, актуальный Кобо Абэ, препарирование тем власти, личной свободы, индивидуальности. Собрали в одной статье зимние театральные премьеры двух столиц, чтобы вам было из чего выбрать.
504
0.0
0
Фото: Александринский театр
Похожие темы