В 16 лет Карло Гоцци поступил на службу в армию в поисках средств к существованию, но спустя три года после начала военной карьеры понял, что его призвание — литература и театр. С 1744 года он написал несколько памфлетов, стихотворных романов и сатир, 11 новелл в прозе и 23 трагикомедии в стиле испанской комедии плаща и шпаги.
Литературные вкусы Гоцци были консервативны: он любил старинную итальянскую поэзию, народную сказку и комедию масок. Его взгляды на театр расходились с эстетическими установками эпохи Просвещения — в то время стали популярными реалистичные пьесы и их приверженцы: Пьетро Кьяри и Карло Гольдони. Последний стал для Карло литературным противником. Их спор о том, какой стиль можно назвать пошлым и примитивным, породил череду эссе, в которых каждый доказывал свою точку зрения. Гольдони считал комедию масок, приверженцем которой был Карло, низменной.
Сцена из представления комедии дель арте. XVI век
Тогда Гоцци создал жанр фьябы — театральной сказки с фольклорными элементами и принципами комедии дель-арте. Первой пробой пера стала пьеса «Любовь к трём апельсинам», прославившая его. Он открыто называл свою пьесу пародией на творчество своих современников. «Любовь к трём апельсинам» была написана специально для труппы Антонио Сакки, великого актёра-импровизатора.
Противостояние добра и зла, патетика, буффонады, смешение литературного языка с повседневным диалектом — все это было характерными чертами для фьяб Гоцци. Они прославляли высокие человеческие страсти и выполняли воспитательную функцию для низших сословий. Этот жанр высоко ценили И. В. Гёте, Э. Т. А. Гофман, А. Н. Островский, а Ф. Шиллер переработал для сцены Веймарского театра «Турандот». Пьеса стала литературной основой опер Джакомо Пуччини и Хевергела Брайана.
Фьяба «Турандот» в постановке Вахтангова, 1922