Концерт — музыкальный вечер
Привычное слово «концерт» произошло от латинского concerto, что буквально переводится как «состязаюсь». Первые артистические соревнования проходили ещё в античности. Например, участники Пифийских игр в Дельфах состязались в игре на флейте и кифаре, пении, театральном искусстве.
В XVI—XVII веках в Европе возникли первые коллегиум музикум — аристократические салоны, куда приглашали исполнителей и ценителей. Обычно там выступали музыканты на службе у меценатов. То были камерные собрания, особенно популярные в Германии.
Ян Вермеер, «Концерт», 1663—1666 гг.
Первые открытые платные концерты организовал в своём лондонском доме скрипач Джон Банистер в 1672–78 годах. На них слушатели сами выбирали программу. В начале XVIII века возникли абонементные концерты и концерты по подписке. Устраивали их, например, Иоганн Кристиан Бах и Карл Фридрих Абель. А в России первые открытые концерты проводились в 1740-х в Петербурге, где к 1770-м стали обычным явлением.
Публичные, платные концерты с заранее составленной программой укрепились после Великой французской революции. На рубеже XVIII–XIX веков сложились три типа концертов: серьёзные филармонические, лёгкие театральные дивертисменты, развлекательные концерты-шантаны. И если поначалу слово «концерт» относилось только к инструментальной музыке, для ХХ столетия стали обычны литературные, хореографические и эстрадные концерты.
Первое коммерческое концертное агентство открылось в Берлине в 1880 году. Оно и заложило основы современной индустрии. Во второй половине ХХ века стали популярны симфонические и камерные концерты международных фестивалей, оркестры активно гастролировали по другим странам. С распространением массовой культуры концерты сделались зрелищными, перекочевали из крытых залов на стадионы, где количество зрителей измеряется десятками и сотнями тысяч. Первый рекорд — выступление The Beatles в 1965 году на нью-йоркском Shea Stadium, куда пришло 55600 человек.
Фото: Danny Howe / unsplash.com
Концерт — музыкальное произведение
Концерт — сочинение для многих исполнителей, в котором меньшая часть инструментов или голосов противостоит большей или всему ансамблю. Латинские корни у слова те же, но состязательная составляющая гораздо значительнее. Сама идея концерта в том, чтобы выделить инструмент, дать солисту продемонстрировать виртуозность игры.
Концерт зародился в Италии XVI–XVII веков как полифоническое произведение церковной музыки, написанное для хора. Его композиционная структура сложилась примерно к первой половине XIX века. Выделились три части: быстрые начало и конец обрамляют медленную середину.
Композиторы-романтики придумали одночастные концерты — концертштюк или концертино. Другое ответвление — симфоническая поэма, которая стремится к синтезу музыки и литературы. Концерты создавались для совершенно разных инструментов: фортепиано, скрипки, виолончели, альта, контрабаса, деревянных и медных духовых инструментов. Для примера предлагаем послушать мини-топ известных концертов.
Концерт №4 «Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди
Концерт №1 для фортепиано с оркестром Петра Чайковского
Концерт для фортепиано с оркестром Эдварда Грига