Горбилет | 22 февраля 2024

Симфония № 4: как Чайковский воплотил идею борьбы человека с фатумом

22 февраля 1878 года состоялась премьера Симфонии № 4 Петра Ильича Чайковского. Рассказываем, как создавалось произведение.
232
0.0
0
Фото: фотоателье «Везенберг и Ко». Портрет П. И. Чайковского, XIX век

История создания
 

В 1877 году настроение Чайковского было мрачным. Виной тому — неудачная женитьба и преподавание в Московской консерватории, которое тормозило творчество композитора. Ещё одним фактором, влияющим на его состояние, была Русско-турецкая война. Пётр Ильич Чайковский рассматривал боевые действия как символ рока, довлеющего над главным героем произведений. Некоторые исследователи утверждают, что из-за депрессивных мыслей в то время композитор даже пытался покончить с собой.

Значительную материальную поддержку Чайковскому тогда оказывала меценатка Надежда фон Мекк. Именно в письме к ней от 1 мая 1877 года впервые упоминается будущее произведение. «Я жестоко хандрил прошлой зимой, когда писалась эта симфония, и она служит верным отголоском того, что тогда испытывал», — писал Пётр Ильич.

Чтобы справиться с унынием, Чайковский уехал в Италию. Там он завершил работу над симфонией. Год спустя произведение было исполнено под руководством Николая Рубинштейна в Москве. Хотя многие слушатели не смогли полностью понять замысел сочинения, оно им понравилось.
 

 

Музыкальные особенности

 

В качестве драматургической модели Пётр Ильич использовал Симфонию № 5 Людвига ван Бетховена. Важную роль у Чайковского играет интродукция, которая начинается с фанфарной темы рока. Затем она сменяется певучим тембром кларнета и нежным звучанием скрипок, символизирующим борьбу с судьбой. Однако это сопротивление несчастью вновь прерывается фанфарами фатума.

Во второй части симфонии можно услышать гобой и струнные, которые пытаются сгладить трагизм происходящего. По задумке Чайковского, здесь эмоциональная составляющая отсылает к прошлому, отражая воспоминания о молодости в сочетании с печальными размышлениями в настоящем.

Третью часть композитор описывал так: «Это капризные аребески, неловимые образы, которые проносятся в воображении, когда выпьешь немного вина и испытаешь первый фазис опьянения. На душе не весело, но и не грустно. Ни о чем не думаешь; даешь волю воображению, и оно почему-то пустилось рисовать странные рисунки. Среди них вдруг вспомнилась картина подкутивших мужичков и уличная песенка… Потом где-то вдали прошла военная процессия. Это те совершенно несвязанные образы, которые проносятся в голове, когда засыпаешь. Они не имеют ничего общего с действительностью; они странны, дики и несвязаны».

Завершается произведение шумной картиной, напоминающей праздничное шествие с танцами, а также двумя эпизодами с вариациями на тему фольклорной песни «Во поле берёза стояла». Таким образом внутренняя драма героя противопоставляется простым радостям народа.

Похожие темы

Рекомендованные материалы

04 марта 2024

«Лебединое озеро» — шедевр мирового балета

1886
0.0
0

Отзывы 0

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
12 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМестаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортЕдаТесты
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+